Найти тему

Замедление восстановления Китая скажется на показателях мировой экономики

Maysam Yabandeh
Maysam Yabandeh

За первые шесть месяцев 2023 года, индикаторы китайской экономики демонстрируют признаки наличия проблем.

Стремление Китая превзойти США в качестве крупнейшей экономики мира может быть подорвано текущей динамикой экономических показателей. Снятие самых строгих ограничений на передвижения лиц, вызванных пандемией COVID-19, давало надежды для мирового сообщества, что Китай станет локомотивом глобального мирового роста.

Вместо этого, по прошествии шести месяцев 2023 года, индикаторы китайской экономики демонстрируют признаки наличия проблем. Недостаточно сильные потребительские расходы, охваченный кризисом рынок недвижимости, снижение экспорта, рекордная безработица среди молодежи и растущий долг местных органов власти – каждая из этих проблем сама по себе считается серьезным индикатором нестабильности. Но совокупное воздействие этих факторов начинает отражаться не только на Китае, но и на остальном мире, влияя на все, от цен на сырьевые товары до фондовых рынков.

Западные экономисты предупреждают, что текущая ситуация имеет серьезное отличие от предыдущих кризисов. Типичная схема Пекина, заключающаяся в использовании крупномасштабных стимулов для повышения спроса, привела к огромному избытку предложения в сфере недвижимости и промышленности, а также к резкому росту долгов среди местных органов власти. Это вызвало опасения о том, что возможности для дальнейшего стимулированию экономики страны окажутся сильно ограниченными и Китай, после 30 лет беспрецедентного роста,  может столкнуться с болезнью в стиле Японии.

В худшем сценарии — с более резким спадом на рынке недвижимости, медленными темпами реформ и более резким разрывом связи между США и Китаем — Bloomberg Economics прогнозирует замедление роста Китая до 3% к 2030 году.

Экономика Китая стоимостью 18 триллионов долларов испытывает трудности в ряде секторов. Официальные данные, показали, что в июне производственная активность снова сократилась, а другие сектора экономики не смогли набрать обороты.

В обремененной долгами юго-западной провинции Гуйчжоу чиновники обращаются за помощью к Пекину. Малые предприятия говорят, что в производственном центре Иу в прибрежной провинции Чжэцзян продажи существенно снизились по сравнению с уровнем 2021 года. В городе Ханчжоу, где находится гигант электронной коммерции Alibaba Group Holding Ltd., правительственные регулятивные меры в отношении технологического сектора и десятки тысяч увольнений в настоящее время влияют на рынок недвижимости. По данным агентов по недвижимости, цены на жилье в некоторых районах снизились почти на 30% по сравнению с пиком конца 2021 года.

Официальная цель роста Китая в размере 5% , которая считалась неамбициозной, когда о ней было объявлено, теперь выглядит реалистичной. Goldman Sachs Group Inc. в июне снизила прогноз роста Китая в этом году до 5,4% с 6% .

На первый взгляд, в условиях ожидаемого роста мировой экономики всего 2,8%, такие цифры – это  не так уж и плохо. Однако многие отмечают тот факт, что в 2022 году в Китае в 2022 году все еще действовали ковидные ограничения, что означает, что текущий 5% рост вызван не в восстановлении экономики страны, а более низкой базой. Без учета эффекта базы рост в 2023 году будет ближе к 3% — это меньше половины среднего показателя до пандемии.

Если правительство будет бездействовать, то ситуация может ухудшиться. В сценарии, когда строительство недвижимости падает, сокращение продаж земли сказывается на государственных расходах, рецессия в США ослабляет мировой спрос, разные модели показывают до 1,2% снижения роста ВВП страны.

Отношение номинального ВВП Китая к ВВП США              https://worldmarketstudies.ru/
Отношение номинального ВВП Китая к ВВП США https://worldmarketstudies.ru/

Более того, отсутствие существенных стимулов или реальных реформ расстраивает инвесторов. Рост индекса MSCI China на 12% в январе оказался только вспышкой, так как в дальнейшем весть рост был растерян. Более того, в настоящее время индикатор снизился на 6% по отношению к концу 2022 года.

Оффшорный юань падает почти каждую неделю с конца апреля, что намекает на скорое вмешательство Народного банка Китая.

В начале 2023 года был высок оптимизм по поводу того, что в Китае произойдет быстрое восстановление потребительских расходов, которое резко сократилось во время пандемии, отложенный спрос должен был дать толчок. Но безработица и стагнация доходов, в сочетании с негативным эффектом резкого спада в секторе недвижимости, побуждает людей экономить, а не тратить.

В основе потребительских настроений лежит рынок недвижимости. Спад последовал за попыткой правительства  расправиться с застройщиками, набравшими невероятные долги, в 2020 году, чтобы снизить риск. Это привело к снижению цен на жилье и дефолту ряда слабых компаний. Многие застройщики прекратили строительство домов, даже, несмотря на то, что они уже были проданы, что побудило домовладельцев перестать  платить по ипотечным кредитам.

Эта турбулентность стала тревожным звонком для многих китайцев, которые долгое время считали недвижимость надежной инвестицией и использовали ее как средство сбережения.

Продажи домов 100 крупнейшими девелоперами Китая     Источник: worldmarketstudies.ru
Продажи домов 100 крупнейшими девелоперами Китая Источник: worldmarketstudies.ru

И нет никаких признаков того, что падение цен на недвижимость привлекает новых покупателей, необходимых для начала восстановления. В прошлом году объем выданных долгосрочных кредитов был наименьшим почти за десятилетие, и за первые пять месяцев этого года объем займов снизился еще на 13%, что указывает на то, что все меньше людей берут новые ипотечные кредиты.

Еще одна широко освещаемая проблема – безработица среди молодежи. Уровень безработицы среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет - составляет 20,8%.Это самый высокий показатель с тех пор, как Китай начал публиковать данные в 2018 году, и в четыре раза превышает национальный показатель среди городских жителей. Основная причина — спад в сфере услуг из-за строгих правил Covid и спад на рынке недвижимости.

Помимо проблем в восстановлении внутреннего спроса, внешняя торговля также сократилась. Объем заказов со стороны США и Европы сокращается. Достигнув рекордного уровня в 340 миллиардов долларов в декабре 2021 года, экспорт в мае сократился почти на 60 миллиардов долларов и продолжит падение, так как рост процентных ставок оказывает свое негативное влияние на США и Европу.

Снижение темпов роста способствует тому, что потребительская инфляция в Китае остается близкой к нулю. Заводские цены уже упали до уровня дефляции, в результате чего предприятия получают меньше денег, что приводит к снижению способности гасить свои долги.

В ответ на это, Центральный банк снизил процентные ставки в июне, а Государственный совет, кабинет министров Китая, заявил, что обсуждает новые меры поддержки экономики. Возможные варианты включают дальнейшее ослабление ограничений на собственность, налоговые льготы для потребителей, увеличение инвестиций в инфраструктуру и стимулы для производителей, особенно в высокотехнологичном секторе.

Тем не менее, стимулирование собственности и инфраструктуры, вероятно, будет «целевым и умеренным», писали аналитики Goldman Sachs в Китае в середине июня.

Причина того, что масштабные инфраструктурные стимулы, которые создавали тысячи дополнительных рабочих мест, в настоящий момент неактуальны, заключается в том, что инфраструктура в Китае по большому счету уже вся построена. Даже бедная и гористая провинция Гуйчжоу, которая еще несколько лет назад,  действительно нуждалась в некоторых инвестициях, в настоящий момент имеет дорогие мосты, туннели, дороги и аэропорты. Более того, у провинции теперь существуют проблемы с погашением долгов, которые она взяла на строительство всей этой инфраструктуры. Муниципалитет уже обратился к Пекину с просьбой помочь в разрешении ситуации с долгом.

Сектор недвижимости Китая                                          Источник: worldmarketstudies.ru
Сектор недвижимости Китая Источник: worldmarketstudies.ru

Большая часть финансирования инфраструктурных проектов по всей стране поступала от финансовых механизмов местных органов власти — компаний, созданных муниципалитетами для заимствования средств от имени городов, поселков и провинций, — при этом этот долг не отражается в балансе муниципалитета, но гарантии на этот долг именно что государственные.

Именно этот « скрытый долг » стал основным риском для местных органов власти Китая и большим беспокойством для инвесторов, которые купили облигации, проданные финансовыми структурами местных органов власти. По оценкам Международного валютного фонда в феврале, в конце 2022 года этот долг по всей стране составлял 66 трлн. юаней по сравнению с 40 трлн. юаней в 2019 году, и этот рост подчеркивает, что местные органы власти увеличили неучтенные заимствования и расходы во время пандемии.

При этом, местные органы власти сами испытывают финансовые трудности. Они привыкли полагаться на продажу земли застройщикам, чтобы наполнять бюджет, но этот источник дохода иссякает из-за спада на рынке жилья.

Снижение Народным банком Китая процентных ставок, снижение требований к первоначальному взносу и снятие ограничений  на покупку нескольких объектов недвижимости, несомненно, окажут поддержку рынку. Но массовый переизбыток означает, что потребуется некоторое время, чтобы любые стимулирующие меры вравнили баланс спроса и предложения на рынке.