104 года назад, в начале июля 1919 года, в Царицыне (современный Волгоград) лидер Белого движения на Юге генерал-лейтенант Антон Деникин подписал директиву № 08878, которая нацеливала белогвардейские Вооруженные Силы Юга России (ВСЮР) на овладение Москвой. О стратегическом замысле, который вначале развивался успешно, но закончился полным крахом, ожесточенно спорили современники тогда и продолжают дискутировать историки сегодня. Попробуем разобраться в событиях более чем вековой давности.
Летом 1919 года белые чувствовали себя как никогда уверенно. Они контролировали территорию между Черным и Каспийским морями, низовья Волги, Крым, Донбасс. РККА терпела поражение за поражением. 30 июня после ожесточенный боев пал казавшийся неприступным «красный Верден» — Царицын. Главнокомандующий ВСЮР посчитал, что настал черед нанести большевикам последний удар и овладеть Москвой. В начале июля Деникин прибыл в Царицын, где и поставил перед своими войсками оперативную задачу.
Кавказская армия барона Петра Врангеля должна была наступать вдоль Волги на Пензу, Рузаевку, Арзамас, Нижний Новгород, а затем повернуть на запад и овладеть Владимиром. Донская армия генерала Владимира Сидорина должна была двигаться в двух направлениях: на Воронеж-Козлов-Рязань и Новый Оскол-Елец-Каширу. Лучшее формирование белых – Добровольческая армия генерала Владимира Май-Маевского атаковала по кратчайшему направлению: с Украины через Воронеж на Тулу. Для обеспечения своего левого фланга белые добровольцы должны были выйти на линию Днепра и Десны, овладеть Киевом и занять переправы на участке Екатеринослав — Брянск. Командующему войсками Таврической губернии генералу Сергею Добровольскому предписывалось выйти на Днепр от Александровска до устья, а затем взять Херсон и Николаев. Войска Северного Кавказа под командованием генерала Ивана Эрдели должны были захватить Астрахань и соединиться с уральскими казаками. Черноморскому флоту было поручено поддерживать наступление сухопутных войск и обеспечить надежную блокаду Одесского морского порта.
Впоследствии Антон Иванович Деникин вспоминал: «В сознании бойцов она [директива — прим. ЦМВС РФ] должна была будить стремление к конечной, далекой, заветной цели. „Москва“ была, конечно, символом. Все мечтали „идти на Москву“, и всем давалась эта надежда». Однако не все командиры разделяли его энтузиазм. Более чем скептически к директиве отнесся Врангель, писавший позднее по этому поводу: «Директива эта, подучившая впоследствии название "Московской", являлась одновременно смертным приговором армиям Юга России. Все принципы стратегии предавались забвению. Выбор одного главного операционного направления, сосредоточение на этом направлении главной массы сил, маневр — все это отсутствовало. Каждому корпусу просто указывался маршрут на Москву».
Впрочем, первоначально могло показаться, что белых ждет успех. РККА потерпела сокрушительное поражение в Северной Таврии и на Левобережной Украине. 31 июля пала Полтава. Одновременно Врангель 28 июля овладел Камышином. Однако вскоре Красная Армия начала наносить мощные контрудары. Кавказская армия не смогла выйти к Саратову и была отброшена к Царицыну. Донская армия не смогла продвинуться вперед, потеряла Лиски с Балашовым и оказалась отброшенной за Дон.
Тем не менее, в августе белые продолжали успешное наступление на западе. В Новороссии фронт красных фактически развалился. 12-я армия РККА попала в окружение и понесла большие потери. 23-24 августа ВСЮР взяли Одессу, а 31 августа вступили в Киев, вытеснив из города петлюровцев (которые, в свою очередь, 30 августа выбили из него красных). Однако на центральном направлении Красная Армия неожиданно для Деникина начала масштабное контрнаступление. Ударные группировки, которыми командовали бывший полковник Императорской армии Василий Шорин и генерал-лейтенант Владимир Селивачев попытались нанести поражение Донской и Добровольческой армиям соответственно. И хотя белые смогли удержать фронт, они понесли существенные потери. Это позволило красному командованию выиграть время для проведения перегруппировки и подтягивания на юг резервов с Восточного фронта.
12 сентября Деникин приказал ВСЮР вновь перейти в общее наступление, хотя сил и средств для овладения Москвой было явно недостаточно. Тем не менее, поначалу белые смогли одержать ряд громких побед. 17 сентября пали Сумы, Обоянь, Старый Оскол, 20-21 сентября белогвардейцы овладели Курском, 24 сентября красные оставили Фатеж и Рыльск. 6 октября белые взяли Воронеж, а 13 октября Орел. Однако это были их последние успехи. В середине октября Красная Армия остановила противника на рубеже Новгород-Северский — Дмитровск — Орёл — Новосиль — южнее Ельца — Дон.
Решающими стали Орловско-Кромское и Воронежско-Касторненское сражения, которые представляли собой, по сути, встречные бои, в ходе которых стороны пытались окружить друг друга. Однако ударные группировки ВСЮР исчерпали свой наступательный порыв, в то время как РККА наращивала свои части на угрожаемых направлениях. К концу октября войска советского Южного фронта, которыми командовал будущий маршал Александр Егоров, нанесли белым поражение, выбили их из Орла, а затем стали теснить к югу. Одновременно кавалерийские подразделения Семена Буденного отбили Воронеж. К середине ноября белые потеряли Курск и Чернигов. Московский поход потерпел полный провал.
Знаете ли вы, что:
- В марте 1919 года наступление на Москву с востока начали войска Верховного правителя белой России адмирала Александра Колчака, однако в конце апреля их наступление было остановлено в Поволжье. В мае Восточный фронт красных начал успешное контрнаступление, в результате которого колчаковцы потеряли Урал и лишились надежды на соединение с силами Деникина.
- В ответ на Московскую директиву Антона Деникина 9 июля 1919 года было опубликовано написанное Владимиром Лениным воззвание ЦК РКП (б) «Все на борьбу с Деникиным!». В нем говорилось, что «все силы рабочих и крестьян, все силы Советской республики должны быть напряжены, чтобы отразить нашествие Деникина и победить его, не останавливая победного наступления Красной армии на Урал и на Сибирь».
- С целью содействия наступавшим белогвардейским частям 10 августа – 19 сентября 1919 года был осуществлен рейд белогвардейского 4-го Донского корпуса (командующий – генерал Константин Мамантов) по тылам Южного фронта красных. Казаки прошли с боями по территории Тамбовской, Рязанской и Воронежской губерний, но не смогли достичь всех поставленных целей.
- Самыми северными городами, захваченными ВСЮР в ходе Московского похода, стали Новосиль и Мценск.
- В Москве действовала подпольная белогвардейская организация «Штаб Добровольческой армии Московского района», готовившая антибольшевистское восстание в столице. Однако 19 сентября 1919 года большинство её членов были арестованы органами ВЧК.
- По некоторым сведениям, поддерживавшие Деникина представители буржуазии назначили премию в миллион рублей полку, который первым ворвется в Москву.
- Не последнюю роль в срыве похода на Москву сыграло развернувшееся в тылах белогвардейцев массовое повстанческое движение. В Новороссии воевала анархистская Революционная Повстанческая армия батьки Нестора Махно, на Северо-Западном Кавказе – «красно-зеленая» Крестьянская армия Черноморья, на Северо-Восточном Кавказе – состоявшие из исламистов, националистов и коммунистов вооруженные формирования Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана. Ко всему этому осенью 1919 года белые вступили в конфликт с самопровозглашенной Украинской Народной Республикой.
В нашем музее теме Гражданской войны в России посвящена крупная экспозиция. Представлены материалы, рассказывающие об основных событиях конфликта и его сторонах. Также посетители ЦМВС РФ могут увидеть такие экспонаты, как оружие, награды, личные вещи и иные предметы, принадлежавшие Деникину, Врангелю, Колчаку, Буденному, Фрунзе, Чапаеву и другим участникам тех трагичных событий.
Понравился материал — подпишитесь на канал и приходите в музей для личной встречи с историей!
Больше интересного в предыдущих публикациях: