В 1969 году Ставропольский ОАО освоил эксплуатацию турбовинтового пассажирского самолета Ан-24. В 1975 году он начал получать самолеты Як-40. Для переобучения летного состава на новый тип, в 83-й летный отряд прикомандировали инструкторские экипажи из Ростова, Минеральных Вод и Нукуса, где уже несколько лет эксплуатировались лайнеры данного типа, одновременно тренируя летный состав и выполняя ввод в строй экипажей СОАО.
12 марта 1975 отряд получил свой первый Як-40 СССР-87340. 12 мая к нему добавился СССР-87511, что позволило начать пассажирскую эксплуатацию типа в летнем сезоне 1975 года. Первые рейсы пролегли из Ставропольского аэропорта в Анапу, Баку, Сочи, Тбилиси.
По состоянию на 31.12.1975 г. в СОАО было уже пять «Яшек»: 87340, 87511, 87535, 87243 и 87992, а география полетов насчитывала восемь городов: Анапу, Астрахань, Баку, Воронеж, Краснодар, Тбилиси, Сочи, Шевченко.
20 марта 1981 года. подписан приказ начальника СКУ ГА об образовании в Ставропольском ОАО авиаэскадрильи Як-40. Командиром авиаэскадрильи назначили пилота – инструктора 1 класса Евгения Алексеевича Федулова, а его заместителем – Сергея Алексеевича Банщикова.
Максимального количества в 7 авиалайнеров флот 3-й авиаэскадрильи был в 1979 – 1985 гг, Ставропольские Як-40 и их экипажи летали в 21 город Советского Союза, а также выполняли рейсы из городов Нальчик, Орджоникидзе и Сочи – аэропортов, в которых не было своих воздушных судов. Полный список маршрутов СОАО приведен в конце статьи в разделе «Справочные материалы».
Анализ экономической деятельности Ставропольского авиапредприятия во второй половине восьмидесятых годов показал экономическую нецелесообразность эксплуатации самолетов Як-40 на пассажирских перевозках. Поэтому в 1987 г весь летный состав самолетов Як-40 был переучен на самолет Ан-24, а флот «Яшек» передан в другие подразделения Северо-Кавказского УГА: в Ростов, Волгоград и в Элисту. По расчетам экономистов, замена Як-40 на Ан-24 привела к ощутимому экономическому эффекту.
Справочные данные:
Список Як-40, которые работали в 83-м ло Ставропольского ОАО с 1975 по 1987 гг:
87253, 87340, 87511, 87535, 87243, 87992, 87496.
Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Ставрополя:
Анапа 1975 – 1979, 1982
Астрахань 1982 – 1986
Ашхабад через Баку 1978, 1979
Ашхабад через Махачкалу, Красноводск 1980, 1986 – 1987
Ашхабад через Баку, Красноводск 1981 – 1985
Баку 1975 – 1978, 1980 – 1986
Батуми через Сухуми 1980 – 1987
Воронеж 1975, 1976, 1982
Горький через Саратов 1978 – 1980
Ереван через Тбилиси 1980
Ереван 1981 – 1987
Москва (Быково) через Липецк 1979
Одесса через Краснодар 1979
Сочи через Краснодар 1975 – 1976, 1980
Сочи 1975 – 1987
Тбилиси 1975 – 1987
Ульяновск через Волгоград, Пензу 1979 – 1985
Шевченко через Астрахань 1975 – 1978, 1980 – 1982
Шевченко через Махачкалу 1979
Шевченко через Грозный 1982 – 1987
Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Нальчика:
Баку 1975 – 1978, 1982
Тбилиси 1980 – 1987
Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Орджоникидзе:
Тбилиси 1980 – 1987
Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Сочи:
Грозный 1975 – 1978, 1981 – 1987
Нальчик 1975 – 1978, 1980 – 1987.
Спасибо за внимание.