Найти тему
История транспорта

Як-40 в Ставропольском авиационном отряде

В 1969 году Ставропольский ОАО освоил эксплуатацию турбовинтового пассажирского самолета Ан-24. В 1975 году он начал получать самолеты Як-40. Для переобучения летного состава на новый тип, в 83-й летный отряд прикомандировали инструкторские экипажи из Ростова, Минеральных Вод и Нукуса, где уже несколько лет эксплуатировались лайнеры данного типа, одновременно тренируя летный состав и выполняя ввод в строй экипажей СОАО.

12 марта 1975 отряд получил свой первый Як-40 СССР-87340. 12 мая к нему добавился СССР-87511, что позволило начать пассажирскую эксплуатацию типа в летнем сезоне 1975 года. Первые рейсы пролегли из Ставропольского аэропорта в Анапу, Баку, Сочи, Тбилиси.

В полете первый Ставропольский Як-40 СССР-87340. Авиационная открытка из набора "Самолеты Аэрофлота", 1980 г.
В полете первый Ставропольский Як-40 СССР-87340. Авиационная открытка из набора "Самолеты Аэрофлота", 1980 г.

Первый самостоятельный рейс командира корабля Ю.В. Чеботарева. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.
Первый самостоятельный рейс командира корабля Ю.В. Чеботарева. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.
Первый самостоятельный рейс командира корабля В.В. Романова. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.
Первый самостоятельный рейс командира корабля В.В. Романова. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.

По состоянию на 31.12.1975 г. в СОАО было уже пять «Яшек»: 87340, 87511, 87535, 87243 и 87992, а география полетов насчитывала восемь городов: Анапу, Астрахань, Баку, Воронеж, Краснодар, Тбилиси, Сочи, Шевченко.

Як-40 СССР-87992 ещё в старой окраске Аэрофлота, аэропорт Ставрополь, середина 70-х гг. Фото из архива Валерия Бычкова.
Як-40 СССР-87992 ещё в старой окраске Аэрофлота, аэропорт Ставрополь, середина 70-х гг. Фото из архива Валерия Бычкова.
Як-40 СССР-87992 поставки 1975 года с техническим составом АТБ, конец 70-х гг. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.
Як-40 СССР-87992 поставки 1975 года с техническим составом АТБ, конец 70-х гг. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.

Як-40 СССР-87243 поставки 1975 года, конец 70-х гг. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.
Як-40 СССР-87243 поставки 1975 года, конец 70-х гг. Фото из архива Ставропольского авиапредприятия.

20 марта 1981 года. подписан приказ начальника СКУ ГА об образовании в Ставропольском ОАО авиаэскадрильи Як-40. Командиром авиаэскадрильи назначили пилота – инструктора 1 класса Евгения Алексеевича Федулова, а его заместителем – Сергея Алексеевича Банщикова.

Максимального количества в 7 авиалайнеров флот 3-й авиаэскадрильи был в 1979 – 1985 гг, Ставропольские Як-40 и их экипажи летали в 21 город Советского Союза, а также выполняли рейсы из городов Нальчик, Орджоникидзе и Сочи – аэропортов, в которых не было своих воздушных судов. Полный список маршрутов СОАО приведен в конце статьи в разделе «Справочные материалы».

Анализ экономической деятельности Ставропольского авиапредприятия во второй половине восьмидесятых годов показал экономическую нецелесообразность эксплуатации самолетов Як-40 на пассажирских перевозках. Поэтому в 1987 г весь летный состав самолетов Як-40 был переучен на самолет Ан-24, а флот «Яшек» передан в другие подразделения Северо-Кавказского УГА: в Ростов, Волгоград и в Элисту. По расчетам экономистов, замена Як-40 на Ан-24 привела к ощутимому экономическому эффекту.

Справочные данные:

Список Як-40, которые работали в 83-м ло Ставропольского ОАО с 1975 по 1987 гг:

87253, 87340, 87511, 87535, 87243, 87992, 87496.

Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Ставрополя:

Анапа 1975 – 1979, 1982

Астрахань 1982 – 1986

Ашхабад через Баку 1978, 1979

Ашхабад через Махачкалу, Красноводск 1980, 1986 – 1987

Ашхабад через Баку, Красноводск 1981 – 1985

Баку 1975 – 1978, 1980 – 1986

Батуми через Сухуми 1980 – 1987

Воронеж 1975, 1976, 1982

Горький через Саратов 1978 – 1980

Ереван через Тбилиси 1980

Ереван 1981 – 1987

Москва (Быково) через Липецк 1979

Одесса через Краснодар 1979

Сочи через Краснодар 1975 – 1976, 1980

Сочи 1975 – 1987

Тбилиси 1975 – 1987

Ульяновск через Волгоград, Пензу 1979 – 1985

Шевченко через Астрахань 1975 – 1978, 1980 – 1982

Шевченко через Махачкалу 1979

Шевченко через Грозный 1982 – 1987

Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Нальчика:

Баку 1975 – 1978, 1982

Тбилиси 1980 – 1987

Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Орджоникидзе:

Тбилиси 1980 – 1987

Хронология открытия рейсов на Як-40 83-го ло из Сочи:

Грозный 1975 – 1978, 1981 – 1987

Нальчик 1975 – 1978, 1980 – 1987.

Спасибо за внимание.