Здравствуйте.
Многие музыканты мирно расстаются, когда их творческие пути не совпадают. Или скандалят и хлопают дверью. В самых грустных случаях коллективы перестают существовать после смерти одного из важнейших участников. Случается, что женщины подливают масла в огонь и без того пылающих отношений между талантливыми мужчинами. Таких примеров достаточно. Перед тем, как возник новый сольный проект Fish, созданный носителем этого прозвища шотландцем Дереком Уильямом Диком, а у британской нео-прогрессив-рок группы Marillion появился новый вокалист Стив Хогарт (с которым, к слову, издано уже полтора десятка пластинок), команда выпустила последний альбом в составе, принятом называться классическим:
Fish (Фиш) – вокал
Steve Rothery (Стив Ротери) – гитара
Mark Kelly (Марк Келли) – клавишные
Pete Trewavas (Пит Тревейвас) – бас, бэк-вокал
Ian Mosley (Ян Мосли) – ударные.
Clutching at Straws — четвёртый студийный альбом Marillion, вышедший 22 июня 1987 года. Это была концептуальная работа с Фишем, который покинул группу в 1988 году. Хотя релиз не достиг продаж и популярности своего предшественника — альбома номер один Misplaced Childhood, —проведя всего 15 недель в британском чарте альбомов (самое короткое пребывание в чарте среди всех первых четырех студийных альбомов Marillion), он всё же имел достаточный коммерческий успех, заняв второе место в национальном хит-параде.
В поддержку альбома было выпущено три сингла, попавших в топ-40 Великобритании: "Incommunicado", "Sugar Mice" и "Warm Wet Circles".
Hotel Hobbies с первых звуков погружает нас в атмосферу прогрессивного рока — с яркими клавишами и сияющей несколько позади гитарой Ротери, выдавшего далее отличное соло. Известный критик Артемий Троицкий когда-то обозвал группу "помпезной", но их музыку я назвал бы скорее торжественной.
Баллада Warm Wet Circles - одна из наиболее мелодичных песен в альбоме, хотя мне пластинка нравится целиком. «Теплые влажные круги» остаются на стойке бара после кружек и бокалов, и у алкоголиков есть привычка водить по ним пальцем.
В That Time of the Night (The Short Straw) запомнилась задумчивая партия бас-гитары Тревейваса, где вокруг нее прогуливается соло-гитара, а впоследствии возникают красивые клавиши Келли. Ну а Фиш во второй половине номера выплеснул на слушателя достойную порцию агрессии и желчи.
Вот так звучали на концертах три первые песни, идущие на альбоме нон-стопом:
На песню Warm Wet Circles есть ещё одно видео. Бэк-вокалистка Тэсса Найлс, принявшая участие в записи альбома, известна своим сотрудничеством с такими исполнителями как Тина Тернер, Duran Duran (вспомните одну только Come Undone), The Police, Eric Clapton, Pet Shop Boys и многими другими.
Какова же была концепция альбома? Персонаж Torch - "Факел" (предположительно потомок Шута с обложек более ранних альбомов) - 29-летний безработный мужчина, чья жизнь полна беспорядка. Он ищет утешения в основном в алкоголе. Герой пытается, но безуспешно, забыть то, что он имеет: неудачный брак, бездельник-отец и отсутствие коммерческого успеха в качестве певца в группе. Поскольку у Торча нет другого реального выхода, он оказывается в барах, гостиничных номерах и в дороге, кричащий и пьяный, поэтому его описывают как человека без какой-либо надежды.
Пронзительным гитарным перебором начинается самая короткая песня альбома - Going Under.
"Выброшен на берег, как тюлень, готовый к бойне...Я настолько безумен?"
Альбом получил признание критиков, будучи включенным в список «50 лучших записей года» журнала Q, AllMusic назвал его «неожиданным шедевром», а журнал Rolling Stone поместил его на 37-е место в своем рейтинге «50 величайших прогрессивных рок-альбомов всех времен».
Средневековой веселой ярмаркой отдает Just for the Record.
В 1987 году в журнале Q было опубликовано следующее: «В музыкальном плане Clutching at Straws не сильно отличается от продуманных аранжировок предыдущих альбомов. Однако кто-то насильно укорачивал отдельные песни и соло; каждая из одиннадцати песен имеет свои мелодические достоинства, и большинство из них с вполне приемлемыми цепляющими линиями. Здесь есть треки, которые могли бы легко вписаться в живое выступление Стинга». Насчет Стинга, мне кажется, перебор.
White Russian - пожалуй, самая минорная и одна из лучших вещей на альбоме. Завывания ветра, далекий голос, жалобно вопрошающий «Куда нам отсюда идти?», повторяет эту фразу несколько раз. Композиция написана в венском отеле и имеет весьма четкую политическую окраску, поскольку посвящена проблемам евреев в Австрии, где президентом стал Курт Вальдхейм, который по некоторым сведениям во время Второй мировой был нацистом. Торч осознает, что вокруг него творятся жуткие вещи, из-за которых он хочет вернуться к реальности. «Белый русский» – это не что иное, как коктейль, в который входит водка, однако он, вероятно, напоминает Торчу и о русских белоэмигрантах, тем более что в тексте есть упоминание о ГУЛАГе.
Об обложке. Передняя сторона и оборот описывают тех, кто вдохновил Фиша на создание текстов альбома. Здесь изображены следующие люди:
На переднем плане слева направо: Роберт Бернс (шотландский поэт), Дилан Томас (валлийский поэт, прозаик, драматург, публицист), Трумэн Капоте (американский романист, драматург театра и кино, актёр) и Ленни Брюс (американский стендап-комик, социальный критик и сатирик). Ну и собственно, сам господин Торч с торчащим (вышел каламбур) из кармана шутовским колпаком. На обороте слева направо: Джон Леннон, Джеймс Дин (американский актёр, известный по роли проблемного подростка Джима Старка в картине «Бунтарь без причины») и Джек Керуак (американский писатель, поэт, важнейший представитель литературы «бит-поколения»).
Художник обложки Марк Уилкинсон выразил разочарование по поводу обложки, которую он намеревался сделать более подробной и с большим количеством персонажей, но поторопился из-за переноса даты выпуска альбома:
«Это была пытка. Почти каждый день мне звонили с лейбла EMI или от менеджера, что, если я пропущу крайний срок, время уйдет, и выход альбома и запуск тура будут поставлены под угрозу. Каким-то образом я сделал это, цепляясь за сон! В итоге Фиш казался удовлетворенным. Остальные участники группы были равнодушны, а конверт сильно отличался от предыдущих альбомов. Я был чертовски разочарован! Я любил этот альбом, люблю до сих пор. Это какая-то вершина, насколько я могу судить. Наверное, мой любимый из них. И я чувствовал себя обманутым! Это было не то, что я себе представлял».
Песня Incommunicado описывает ловушки бизнеса и то, как давление в реальной жизни, оказываемое американским лейблом группы, сокрушало их извне, чтобы они либо преуспели, либо были брошены компанией, что и произойдет с Marillion несколько лет спустя. Музыкальный писатель Пол Стеннинг назвал Incommunicado «самой оригинальной коммерческой композицией всех времен», а альбом в целом «величайшим прогрессив-рок-альбомом всех времен». И да, Фиш выпустит эту песню под своим именем в сборнике Yin 1995 года.
Torch Song - хорошая баллада. Неплохое гитарное начало под тревожные клавишные и гитарные аккорды, иногда с блюзовым оттенком. Торч поет о том, что он читал Керуака, и после этого ему (как Факелу) захотелось гореть ярче, т.е., вероятно, быстро зажечься и быстро погаснуть. Кашель в песне, кстати, абсолютно реальный – у Фиша действительно были проблемы с горлом. Некоторые идеи в этой песне вполне естественно перетекли в сольное творчество Дерека, в частности, слышу её отголоски в альбоме Suits 1994-го.
В 2015 году, журнал Rolling Stone заявил, что «четвертый альбом Marillion уравновешивает мелодию и мелодраму», и прокомментировал «атмосферную постановку и просторную, но относительно сдержанную гитару Стива Ротери», что делает его игру чем-то средним между Стивом Хакеттом из Genesis и Эджем из U2».
Slainte Mhath - размеренная и несколько однообразная музыка с тревожными клавишными. Странное название песни можно перевести с шотландского (гаэльского) как «ваше здоровье!», эта фраза произносится, когда кто-то покупает тебе выпивку. Композиция повествует о рабочем классе, представители которого проводят большую часть времени в пабах и мечтают о лучшей жизни, хотя и знают, что ее никогда не будет, а ждет их только худшее.
Бесспорно великолепная Sugar Mice выпущена синглом 13 июля 1987 года, она заняла 22-е место в британском чарте синглов, став восьмым подряд хитом в топ-30.
Песня протеста, в которой прямо говорится о разрушительном влиянии безработицы на личные отношения. Исполняется от лица британского рабочего, который эмигрирует в США в поисках работы, оставив свою семью. В конце концов он в отчаянии выпивает в баре отеля в Милуоки и обвиняет правительство в том, что оно оставило его без работы. Рассказчик резюмирует свои чувства метафорой «Мы просто сахарные мыши под дождем», которая дает название песне.
Исполняя песню на концерте группы Live from Loreley в 1987 году, Фиш посвятил ее «всем сегодняшним безработным в Европе, романтикам, мечтателям и тем, у кого еще есть сердце».
В финальной The Last Straw / Happy Ending мы возвращаемся к началу альбома. Итак, вниз опускаться уже некуда, поэтому теперь нужно подниматься. Торч не перестает пить, но осознает, что должен записывать свои наблюдения для будущей книги. Иронично звучат строки «Все остается по-прежнему», учитывая, что этот альбом стал последним с Фишем. А женский бэк-вокал в самом конце песни почему-то напомнил мне жесткий голос Доро Пеш…
Так закончилась совместная история Фиша и Marillion. Зато мы получили сразу двух исполнителей, каждый из которых по-своему интересен. Работа получилась не самая яркая, но вполне приличная. Впоследствии Фиш называл эту пластинку «некрологом собственного сочинения». Может, он и прав. До встречи.
Подписывайтесь, будет ещё много музыки и новостей. На разный вкус.
О других рок-альбомах и исполнителях читайте подборку Рок-музыка.