Найти тему
Oleg Alifanov

Чью версию революции мы изучаем

Злостной ошибкой является рассмотрение русских революций 1917 года и последующей Гражданской войны в автохтонном ключе, где мировая война выступает мутным фоном: мол, ПМВ породила революционную ситуацию, а дальше пошло-поехало само по кривым рельсам. А связь там не верёвочками марионеток, – она железобетонная. На самом деле обе революции нужно рассматривать, как потасовку в буфетной театра мировых военных действий – гигантского передела сфер влияния, – и только в таком случае они станут доступны для дешифровки.

Кратко так: мы изучаем английскую версию истории.

Я подчеркну: Февральская и особенно Октябрьская революции без понимания целей ПМВ для Британии не объяснимы сколько-нибудь достоверно – никак. А ранний этап Гражданской – вообще никак.

Так же чётко нужно понимать, что во время ПМВ только Британия имела существенную свободу военно-политического манёвра, что позволяло ей модерировать войну примерно в том же ключе, что и предыдущую, 1792 – 1815, против Франции.

С трудом можно найти требования мира. В основном требуют прибавку пайка.
С трудом можно найти требования мира. В основном требуют прибавку пайка.

И по сей день постсоветский историк теребит ромашку: Ленин-Троцкий-Троцкий-Ленин. Хотя были они не парой, а владельцами независимых ультралевых кружков с различной аудиторией, склещенных по приказу на дело капитуляции. И только так понятно, почему практикующий Троцкий оказался в авантюре вооружённого мятежа номером два в марьяже со склочным доктринёром.

Да и кружков таких по интересам было ещё дюжины три. Поскребли по сусекам, всех перешили на Ленина.

В советской историографии Февраль всегда подавался скудно, как у скупердяя аперетив перед главным блюдом Октября. В постсоветской версии стало модно его выпячивать и спрашивать с февралистов построже, чем с большевиков. И на первый взгляд Февральская революция, в самом деле, главнее Октябрьской. Монархию свергла.

Но это если плакаться в жилетку всё той же автохтонной истории в духе любит и нищий своё хламовище.

-2

Но с точки зрения мировой истории, где в это время главенствовала ПМВ, события Февраля были не слишком значительными. В конце концов, на 1870 - 71 годы во Франции мы смотрим с точки зрения её национальной катастрофы капитуляции, а пожар Парижа в дни коммуны находится где-то на периферии сознания.

Отчасти такая аберрация исторического сознания в России обусловлена везением денонсации Брестского мира: под внешними аннексиями и контрибуциями страна находилась всего ничего (хотя успела много). И именно это маскирует похабность внутренних аннексий и контрибуций деятелей Октября, материализовавшего заплечные руки рож пиратского габитуса, с гирляндами кличек вместо фамилий.

Февральская республика вместо монархии осталась в войне держать три фронта. И с точки зрения модераторов ПМВ это было единственным ключевым фактором, ради которого Февраль продолжили Октябрём. Таким образом, эти две революции – суть одна, проведённая в две ступени, поскольку не все её цели были достигнуты после первого этапа. Как ПМВ и ВМВ – одна война с перемирием.

Чтобы докончить дело и сдать Россию в качестве базы снабжения Германии для грядущего разгрома США, и понадобился Ленин. Причём, именно он. Так как других желающих не нашлось. Хотя искали до конца.

На конференции в сентябре 1915 в Циммервальде от всех значимых стран люди были, а от Британии нет. Почему? Почему главная с-д страна, десятилетиями окормлявшая Интернационалы, оказалась без представительства? Но на самом деле, представители были. Британию представляли швейцарские агенты Роберт Гримм, Фриц Платтен и Нэн.

Швейцария – вовсе не заповедник воинственных горцев, посвистывающих над остальным миром, а к 1848 году страна твёрдого британского ареала. В 1830-е страну подсадили на шприц «Молодой Швейцарии» и впрыснули протестантскую «либеральную» партию, выступавшую, как водится, за народное представительство и против католиков. В 1847 проанглийские федералисты разгромили в короткой войне альянс католиков-конфедератов, поддержку которых союзными Францией и Австрией Британия заблокировала.

Швейцарская соцпартия от участия не отказывалась, её о конференции просто не известили. Чтобы перебороть коллизию, историки сказали, что представительство от Швейцарии было личным (это как?) Я полагаю, что именно упомянутые швейцарские товарищи и были супервайзерами от Британии, то есть от частной лавки истеблишмента, курировавшего европейскую социал-демократию. Ленин и в Циммервальде как всегда занял излюбленную крайнюю позицию: мир любой ценой. Откуда с удобством галёрочника и имея всех перед глазами, швырялся тухлыми помидорами в соучастников. Французы огрызались: "Ты что, в натуре хочешь, чтобы нас порезали?" Ленину-то во Францию было не возвращаться.

Сама по себе конференция – вроде бы ерунда. Мало ли их было. Но в 1917 именно те швейцарцы организовали проезд в пресловутых пломбированных вагонах. Дело здесь не в исходе Ленина и Ко: с этим справились бы и без английских агентов одни только немцы. Платтен был необходим для создания шума вокруг секретного дельца, – именно он как бы невзначай вскрыл всю немецкую шпионскую тусовку, – а ведь львиная доля террористов приехала в Россию вовсе не через труп Германии, а через союзную Англию и её зависимые территории, как, например, группа Троцкого. Да и тот визг вокруг его персоны в Галифаксе тоже покрывал шорох титанических лавин эмигрантов, сходивших на «Родину». Так скелету Ленина наращивали плоть.

-3

Платтен в Россию не попал. Зато попал Гримм. В Петрограде при леваках у власти он немедленно занялся интегрированием понаехавшей заграничной агентуры. Вся эта братия была запущена в Россию не просто так – вовсе не под социальную, и уж совсем не под мифическую мировую революцию. Их встраивали подпирать снизу глиняного колосса агитации за сепаратный мир, чем параллельно Гримм и занимался на верхнем градусе посвящённых. В конце мая, без стыда и совести – это в момент, когда даже ультралеваки, разваливавшие армию, всё равно готовили летнее наступление под давлением русского общественного мнения.

В июне французская контрразведка, прекрасно знавшая, на кого работают швейцарцы, перехватила внутреннюю переписку полезного дурака (дурака, но не совсем) Гримма и совсем не дурака швейцарского федерального советника Артура Гофмана. Сделано это было, конечно, с подачи лидеров прогрессистов, самых правых из российских ультралевых, финансово заинтересованных в дружбе с США и Францией. (Случайно ли, что Циммервальдская конференция и Прогрессивный блок были организованы день-в-день?) То есть, глава МИД Терещенко сдал цирк находившемуся в Петрограде на гастролях леваку Альберу Тома, министру вооружений, как раз приехавшему агитировать за продолжение войны. (Терещенко научился социализму у французов, а когда большевики его посадили, вызволять его к Ленину приехала его французская жена Марго с другом Альбера Тома, главой военной миссии Пьером Дарси. Красный Троцкий обменял Терещенко на голубой бриллиант «Терещенко».) В ярости французы заявили, что ставят нейтралитет Швейцарии под сомнение. Гофман подал в отставку, Гримма Временное правительство с облегчением выставило из России.

-4

Это само по себе странно, не так ли? Нет, не то, что швейцары, распахнув двери, уселись с господами играть в покер, а то, что Петроград превратился в казино с русской рулеткой противоположых пропаганд. А это говорит лишь о том, что тема русско-германского мира была в мировой повестке пульсирующей жилой. Что в свою очередь говорит о том, что вовсе не российско-германские противоречия были стержнем войны. А чьи-то другие, которые не могли обернуться сепаратным миром с русско-немецким воодушевлением. В общем, важнейшая была тема. Вот, спросите хоть у американцев.

Развал армии начался с загадочного Приказа Петросовета №1. (Логика простая: армия разбежалась, сдаёмся.) До сих пор неизвестно, откуда взялся его текст, и приходится полагать, что Петросовет был самопровозглашён под единственную функцию издания уже заготовленного приказа. Автором называется крупный масон и приятель Ленина адвокат Н. Д. Соколов, но Ленин, конечно, им не управлял: оба адвоката получали распоряжения параллельно, из одного центра. Впоследствии от одиозной бумаги открестились практически все персоналии того Петросовета. Вдогонку были даже изданы Приказы №2 и №3, корректировавшие развал, но дела это не поменяло, а Гучков вскоре забил гвоздь в гроб разгрома Германии, заменив верхушку генералитета на людей, более лояльных к идее мира. Именно по такому критерию был заменён и главный февралист (но противник мира) главком Алексеев на другого февральского ультра Брусилова, который в Двинске, будучи только что назначенным, молился на армейском съезде о мире без аннексий и контрибуций. Замечу, что все первые акты деятелей Февраля и Октября от убийств адмиралов до декрета о мире были направлены на дело выхода из войны в интересах конкурирующих держав.

-5

Однако с февралистами не получилось. Выяснилось это очень быстро. Уже в конце марта англичане окончательно убедились, что одних только левых и ультралевых недостаточно, и нужно забирать за маргиналии; жернова Октября сдвинулись.

Чтобы была ясна хронология: 14 марта – Временный комитет Думы, прогрессисты и Петросовет сформировали первый кабинет Временного правительства; 15 марта – американский посол неофициально явился в Думу; 22 марта – США первыми в мире признали левое Временное правительство; 28 марта – ультралевый Петросовет (вторая рука власти) вместо призыва к немедленному миру издал расплывчатый манифест «К народам мира» (именно этим манифестом Петросовет подписал себе и ВП приговор); уже 31 марта Ленин телеграфировал Платтену о желании ехать в Россию через Германию; 2 апреля – Вильсон просил Конгресс объявить войну; 4 апреля – были подписаны условия транзита пломбированных вагонов с Лениным и Ко; 6 апреля – Конгресс объявил войну; 9 апреля – первая партия ленинцев отправилась из Цюриха.

Задача Британии: помочь Ленину убрать мямлей-февралистов, и к этому моменту доставить войска США во Францию. Перед Лениным сфокусировали цель: захватить власть, сдаться немцам. Перед Германией задача: взять ресурсы в России, громить армию США в Европе, параллельно убиваясь самим. Далее войну можно было модерировать ещё месяцы или годы, ослабляя все стороны (наподобие прошлой войны после ВФР).

Можно смеяться или проверять, но кроме последнего пункта всё сошлось бухгалтерски точно.

-6

Вообще, не только историки, но и обыватели прекрасно знают, что Ленина везли и финансировали именно для заключения сепаратного мира: немцев тоже называют поимённо. Но дальше начинается «всё чудесатее и чудесатее»: сто лет рассказывают сказку, как один человек за несколько недель выстроил под своим знаменем эскадроны разномастных политических противников, которых не мог привлечь до того пятнадцать лет по куда менее значимым темам. Выковал цепь из бубликов, которая могла лопнуть в любом месте, но даже не треснула: ведь для сдачи немцам требовалось не уговорить политическое большинство ВП и ПС, не созвать послушное Учредительное Собрание, а переподчинить себе чужих боевиков, совершить вооружённый переворот, после чего легитимировать взятую власть, её постановлением открыть фронт и уж тогда объявить о капитуляции.

По теме: Фальшивый корниловский мятеж (Вагнер вчера)

По теме: Революция без Ленина: инструкции

По теме: Телеграмма Циммермана и Февральская революция

-7