Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Зачем психологи спрашивают о чувствах?

Во многом, ответ будет различаться в зависимости от подхода, в котором психолог работает. Бывает, что психолог интересуется чувствами, когда находится в ступоре. Бывает, что у психолога есть иллюзия, что эти вопросы имеют значение.

Я даже в книгах встречал рекомендацию: "спрашивать о чувствах клиента, чтобы заполнить паузу". Ужасная рекомендация, на мой взгляд...

Считаю, что любая интервенция должна быть на что-то направленна. И если я интересуюсь чувствами клиента, то я, как психолог, должен понимать для чего это делаю. Иногда, я буду делать разъяснительную работу клиенту: для чего я что-то спрашиваю и предлагаю.

Так как я работаю в гештальт подходе и разговоры о чувствах здесь не редкость, я с большей осторожностью пользуюсь вопросами о чувствах, стараясь подобрать подходящую форму. У многих, кто ориентируется на информацию в интернете, могло сложиться впечатление, что гештальт-терапия - это метод, где клиента спрашивают о чувствах. На самом деле, нам важны не столько чувства клиента, сколько его побуждения.

Если клиент "опытный", то вопросы о чувствах могут повышать осознование клиентом самого себя. Но когда на консультацию приходит клиент, у которого чувствительность небольшая, разговор может быть более примитивным. Возможно, стоит познакомить клиента с базовыми эмоциями и исследовать, как он ощущает себя телесно, кода испытывает то или иное чувство.

Как говорит Жан-Мари Робин: "
тело — «королевская дорога» к оно". Тело и эмоции сильно взаимосвязаны, поэтому спрашивая о чувствах и обращая внимания на тело, мы задействуем функцию id - область, которая отвечает за побуждения человека.

Иными словами, чтобы клиент мог заметить куда направлена его энергия, осознать свои желания и потребности.

Поэтому, можно завернуть красиво: "я спрашиваю о чувствах, чтобы клиент мог лучше осознать себя в моменте". Но человека неподготовленного, такая формулировка может ввести в ступор. Поэтому скажу так: " я спрашиваю о чувствах, когда хочу узнать отношение клиента к тому, что он говорит и выяснить его побуждения, которые с этими чувствами связанны".

Автор: Айрат Такиуллин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru