Поговорим об ошибках. Мой опыт работы в сфере преподавания позволяет мне составить свою классификацию типов ошибок, допускаемых учениками на экзамене.
Вот она:
- Ошибки по невнимательности – до 15%;
- Ошибки из серии «не помню» - до 5 – 7%;
- Ошибки из серии «не проходили» - до 2%;
В совокупности некоторые ученики могут потерять около 20%! 🤨
Поясню каждый пункт подробнее.
❗ 1. Ошибки по невнимательности, это когда написано не то и не туда, когда перепутал межгрупповой конфликт с межличностным и написал три примера не на тот тип конфликта. Это когда ответ на 20-е задание записал под номером 19 и не заметил этого. 😂
Как с этим бороться? Во-первых, подчеркиваем самое важное в формулировках всех заданий, чтобы не перечитывать задание по 10 раз в поисках сути. Во-вторых, держим в голове последствия своей возможной невнимательности и постоянно перепроверяемся перед тем, как что-то записать. Используем "внутреннюю разметку", что-то отмечаем как правильное, что-то вычеркиваем, где-то ставим точку, звездочку или восклицательный знак, чтобы при последующей перепроверке было за что зацепиться мыслью.
❗ 2. Ошибки из серии «не помню». Это когда ученик точно знает, что это мы обсуждали, что это есть в наших конспектах, что это точно есть в учебниках… но в нужный момент оно забылось. Это так называемые слабые места, у каждого они свои. У кого-то это будет интенсивный/экстенсивный путь; у кого-то мажоритарная/пропорциональная избирательная система, а у кого-то эмпирические/теоретические методы научного познания. 😉
Как с этим бороться? Только более частым повторением своих слабых мест. Их надо выявить в процессе обучения и повторить их ещё раз усиленно за день до экзамена. После экзамена можете снова начинать их путать 😊.
❗ 3. Ошибки из серии «не проходили». Это обидная ошибка. Это значит, в учебниках этого нет, в конспекте тоже нет, школьные учителя об этом не говорили, я тоже об этом не говорил. Это значит, что нас просто решили завалить на этом. В общем, впервые видим какой-то вопрос.
Как с этим бороться? Почти никак 🙁. Можно много читать, много решать, но в конечном счёте положиться придётся на смекалку, общую эрудицию и логику. Но, надо отметить, что это самый не распространенный тип ошибок.
Вывод:
В первую очередь, следует бороться с ошибками по невнимательности и ошибками из серии «не помню», именно на них мы можем потерять баллов больше всего. Именно недопущение этих ошибок целиком в наших руках.