Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Динамитный" крейсер

Не мог не остановиться на одном интересном моменте, связанном с историей динамита. Зная мощь этой взрывчатки, напрашивается вопрос: а, почему не использовали эту мощь в снарядах?

Почему ж не использовали... Пытались использовать, даже крейсер построили, и не просто крейсер, а, еще и с тремя 15-дюймовыми орудиями!

Что, не очень похоже на крейсер и пушек не видно? Тем не менее, это крейсер (ну, во всяком случае он так назывался). Кто-то называет его канонерской лодкой. Не вопрос, можно и так. А, пушки...

Ну хорошо, не называйте их пушками, назовите их пусковыми установками, назовите бомбометами, суть от этого не меняется. Итак...

Мы немного возвращаемся по временной линии назад ко времени появления динамита.

С 1883 года в США велись работы по созданию динамитных орудий. Руководил работами артиллерист лейтенант Эдмунд Луи Грей Залински. Динамитные пушки, изобретенные Дэвидом М. Мэффордом и усовершенствованные Э. Залински, имели ряд интересных особенностей. Идея была проста: если динамит может сдетонировать при выстреле, то... давайте стрелять будем с помощью сжатого воздуха. Достоинством разработки являлось то, что пневматические пушки стреляли почти бесшумно и не демаскировали свою позицию вспышками или пороховым дымом. Однако, дальность стрельбы была... По тем временам, она была приемлемой, потом, идея себя исчерпала, но, обо всем по порядку.

В 1887 году представители ВМС США провели дополнительные испытания 8-дюймовой (203,2 мм) пушки конструкции Залински образца 1885 г. По результатам этих проверок было решено заказать разработку и изготовление некоторого количества орудий увеличенного калибра, которые в обозримом будущем планировалось использовать в составе береговых батарей и на экспериментальном боевом корабле. Все это оружие должно было иметь калибр 15 дюймов (381 мм). Разработка и изготовление артиллерийских систем были поручены компании Pneumatic Dynamite Gun Company, ранее основанной Э. Залински и его коллегами.

В 1888 году на побережье США (около Сан-Франциско и Нью-Йорка), появились две экспериментальные береговые батареи, которые были укомплектованы пневматическими пушками, созданными на основе работ Залинского и Мэффорда.

В августе 1887 года началась разработка проекта корабля, оснащенного новым оружием. В сентябре 1887 года федеральное правительство официально заказало разработку и постройку корабля. В соответствии с заказом, корабль, получивший имя USS "Vesuvius", должен был иметь водоизмещение в пределах 1000 т и нести в качестве главного калибра три стационарных 15-дюймовых орудия.

Строительство корабля было поручено верфи William Cramp and Sons (да-да, тому же Крампу, который потом строил "Варяг"). Сравнительная простота конструкции сказалась на сроках строительства: основная часть работ заняла лишь семь месяцев. USS Vesuvius был спущен на воду в конце апреля 1888 года.

«Везувиус» представлял собой небольшой небронированный корабль с очень острыми обводами, напоминающими обводы быстроходной паровой яхты. Он имел водоизмещение всего около 950 тонн. Его корпус имел гладкую палубу с единственной маленькой надстройкой в центре, две невысокие мачты и единственную трубу. Две машины мощностью по 2183 л.с. обеспечивали ему скорость до 21 узла. 15-дюймовые пневматические пусковые установки (орудия) были неповоротными, казенная часть орудий находилась под палубой. Наведение главного калибра осуществлялось корпусом. Вертикальное наведение не требовалось, дальность полёта снаряда корректировалось (по таблицам) давлением сжатого воздуха.

Для пушек крейсера «Везувий» были разработаны снаряды нескольких типов. Они представляли собой изделие с медным корпусом обтекаемой формы и хвостовиком, состоящим из длинной балки и оперения. Внутри снаряда, в зависимости от размеров его головной части, помещалось от 200 до 550 фунтов (90,8 – 250 кг) гремучего студня. Боеприпасы разных типов отличались массой и, как следствие, параметрами траектории. Для стабилизации снарядов в полете использовались плоскости, установленные под углом к оси изделия.

Помимо главного калибра «Везувиус»имел три трехфунтовых пушки.

-2
-3
-4
-5

Но испытания показали, что это не более, чем концепт. Для того времени скорострельность была еще терпимой 1 выстрел в минуту, но дальность стрельбы составляла от 1 до 2 миль (2-3,5 км в зависимости от снаряда).

Выведенный из состава флота 25 апреля 1895 года для прохождения капитального ремонта, «Везувий» вновь вступил в строй 12 января 1897 года. В мае 1898 года USS "Vesuvius" отправился к Кубе для участия в морской блокаде острова. Поступив в распоряжение главнокомандующего флотом, «Везувий» до июля 1898 года использовался, в основном, в качестве посыльного судна. Все же, 13 июня «Везувий» принял участие в первой из восьми бомбардировок Сантьяго. Под покровом темноты крейсер подкрался к берегу, выпустил несколько 15-дюймовых динамитных зарядов и удалился. Хотя адмирал Сэмпсон по этому случаю писал, что бомбардировки «Везувия» имели «большой эффект», практический результат бомбардировки был равен нулю. Тем не менее, эта бомбардировка привела в большое смятение испанских солдат, поскольку снаряды с «Везувия» прилетели неожиданно, без рева канонады, который обычно ассоциируется с артобстрелом. Выстрелы из динамитных орудий были относительно тихими, но звук взрыва их мощных фугасов отличался от звука современных им артиллерийских снарядов, начиненных порохом, и солдаты отмечали, что взрывы «проделывали воронки, как подвал деревенского дома».

16 сентября 1898 года, USS "Vesuvius" вывели из состава флота и отправили на верфь г. Бостон. До 1904 года корабль стоял у причальной стенки.

В дальнейшем было решено перестроить экспериментальный боевой корабль в опытовое судно, предназначенное для испытания новых систем вооружения. В соответствии с обновленным проектом, крейсер должен был лишиться динамитных пушек и получить торпедные аппараты. В ходе переоборудования корабль остался без уникального орудийного отсека с пневматическими орудиями, на месте которого установили набор из четырех торпедных аппаратов. Имелись три системы калибра 18 дюймов (457 мм) и один 21-дюймовый (533 мм). 21 июня 1905 года модернизированный корабль передали заказчику, и вскоре он отправился на торпедную станцию в г. Ньюпорт.

В мае 1915 года очередные испытания завершились аварией. Опытная торпеда, выполняя циркуляцию, ударила собственный носитель и проделала отверстие в борту. Слаженные действия экипажа позволили кораблю не затонуть и вернуться в порт.
После аварии корабль восстановили, но эксплуатация в качестве опытового судна фактически прекратилась. До 1921 года USS Vesuvius простаивал без дела и без каких-либо перспектив. Наконец, 21 октября 1921 года командование выпустило приказ о списании бывшего динамитного крейсера. В апреле следующего года уникальный корабль продали на слом.

Были лши попытки строить аналогичные корабли?
В 1899 году появилось предложение о строительстве второго корабля с динамитным вооружением. Предложение было одобрено некоторыми представителями командования, однако в дальнейшем не было реализовано. С учетом опыта эксплуатации имеющегося крейсера и его характерных недостатков военное ведомство США решило не строить систершип не самого удачного экспериментального корабля. К началу XX века обсуждение возможного строительства второго динамитного крейсера полностью прекратилось.