Найти тему
Бизнес Онлайн

Soft Skills: почему «гибкие» навыки – это будущее рынка труда?

Оглавление

Что уже в недалеком будущем будет определять ценность человека на рынке труда? Что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект не оставил вас без работы? Автоматизация, цифровизация, нейросети и прочие угрозы не страшны людям с сильными soft skills – «гибкими» навыками. Устраивайтесь удобнее – расскажем о том, что входит в «гибкие» навыки и чем они отличаются от «жестких», почему успех вашей карьеры на 85% зависит от soft skills и при чём тут эмоциональный интеллект.

Модель «жестких» и «гибких» компетенций: просто, как всё гениальное

Методология в современной сфере PR-менеджмента – это лоскутное одеяло из множества теорий и идей, технологий и правил. Критерии для приёма на работу в разных компаниях могут быть до неприличия разными – те навыки и опыт, за которые в одной компании дают дополнительные очки, в другой эти очки отнимают.

В качестве противопоставления этой феерической неразберихе, есть простая, доступная каждому модель компетенций. Она включает в себя два вида навыков:

Hard skills. Так называемые «жесткие» навыки – то есть технические, профессиональные, узкие навыки, которые необходимы для того, чтобы решать конкретные задачи. Для сантехника – это умение починить кран, для повара – умение готовить, для сетевого администратора – способность спланировать и организовать работу сети, защитить от угроз и обеспечить её бесперебойную работу.

Hard skills легко измерить и оценить. Степень владения ими может быть разной, в зависимости от мотивации, потраченного времени и усилий. При желании их можно освоить достаточно быстро и для этого не нужно обладать какими-то неординарными способностями. В колледжах, училищах, институтах и университетах обучают в основном «жестким» навыкам, которые нужны в повседневной работе по выбранной специальности.

-2

Soft skills: хорошо забытое старое

В свою очередь, soft skills, «гибкие» навыки – это надпрофессиональные, личностные умения. Это навыки коммуникации, умение быстро находить общий язык с людьми из разных социальных и культурных страт. Это эмоциональный интеллект – ярко выраженная способность чувствовать и понимать эмоции и мотивацию других людей. К «гибким» навыкам также можно отнести стратегическое мышление, сервисность (ориентированность на клиента), эффективность в неопределенных, сложных условиях (стрессоустойчивость), способность к критическому мышлению.

-3

Почувствовали лёгкий аромат нафталина? Это неслучайно. Действительно, список soft skills подозрительно напоминает те набившие оскомину перечисления личных качеств, которые испокон веков пишут в характеристиках и резюме: «коммуникабельность, ориентированность на результат, доброжелательность, инициативность и т.д.».

Эти поросшие мхом клише из резюме все и всегда пишут без оглядки на свои реальные личностные качества – просто, «чтобы было». Это такой способ склонить чашу весов в свою пользу – уравновесить недостаток практического делового опыта ценными социальными навыками. Каждый в свое время играл в эту игру. Претендент бессовестно приписывает себе качества, которыми не обладает, а PR-менеджер пытается вывести его на чистую воду.

-4

В результате сами эти качества оказались дискредитированы, обесценены. Конкретные, «жесткие» знания и умения легко проверить, а как за одну встречу проверить и оценить в баллах или процентах «коммуникабельность», «доброжелательность» и «клиент ориентированность»?

Так сложилась устойчивая тенденция в сфере PR-менеджмента – делать акцент только на конкретные умения (hard skills), а «гибкие» навыки считать второстепенными или вовсе игнорировать. Это было большой ошибкой, серьёзность которой поняли сравнительно недавно.  В действительности владение надпрофессиональными навыками во многом определяет, станет ли работник эффективным специалистом, определяют его шанс на успешную карьеру.

-5

Пример. В 2017 году компания Google провела исследование, в котором респондентами были собственные сотрудники. Смысл исследования был в выявлении наиболее успешных команд и анализ качеств, которые этому способствуют. В результате проведенного анализа было выявлено, что самыми эффективными были команды, состоящие из специалистов, владеющих широким спектром «мягких» навыков, включая эмпатию, лидерские качества и умение располагать к себе людей.

-6

К тому же выводу пришла команда учёных из университетов Стэнфорд, Гарвард и специалистов Фонда Карнеги. По результатам проведенного ими исследования оказалось, что для специалиста успех в профессиональной сфере на 15% зависит от его hard skills и на 85% – от имеющихся у него «гибких» навыков.

Можно ли научиться soft skills? Если «жесткими» умениями (при желании и старании) могут овладеть многие, то «гибким» навыкам нельзя научиться в буквальном смысле слова. Подавляющее большинство успешных специалистов владели ими изначально и сознательно их развивали, и совершенствовали.

К примеру, как можно «освоить» эмпатию и эмоциональный интеллект? Если человек обделен и тем и другим, то у него не получится стать харизматичным и «тёплым», по-настоящему ориентированным на клиента. Нельзя научиться понимать чувства другого человека и его мотивацию. Искренности, открытости и дружелюбию не научишься на тренинге, этого не достичь волевым усилием: эти качества либо есть, либо их нет.

...

Окончание статьи «Soft Skills: почему «гибкие» навыки – это будущее рынка труда?» в нашем блоге: https://business-online.su/blog/soft-skills-pochemu-eto-budushchee-rynka-truda/

...