"Три сестрицы под окном.".. Почему у Чехова, как и у Пушкина, их три-Маша, Ольга и Ирина? Почему не две или четыре? Если следовать пушкинскому замыслу, то одна должна стать царицей (у Чехова, наверное, это Маша, пожалуй, самая красивая из трёх сестёр), а двое других - "ткачихой с поварихой", то есть отправиться трудиться (и у Чехова так же: Маша ничем не занята, кроме любви; Ольге и Ирине приходиться трудиться, любви на их долю так и "не перепало"). Но чеховская драма-это не пушкинская сказка, где появляется царевна-лебедь и выполняет любой каприз, хотя, может, в качестве такой "феи" должна была бы выступить Москва?
Слышать рефрен "В Москву! В Москву!" в Санкт-Петербурге сегодня - это иронично посмеиваться. Зачем?! А и впрямь, зачем? Идея уехать из провинциального города у сестёр Прозоровых превращается в манию, не меньше, которую ни одна из них так и не реализует. Почему? Очень просто - не с кем и ...не на что. Москва для девушек, которые играют на музыкальных инструментах, говорят на иностранных языках, умеют элегантно одеваться, скорее, витрина для демонстрации их достоинств. Ну, как же! Там обязательно найдутся те, кто такое "приданое" оценит. А здесь? Учитель гимназии? Фи, это скучно и пошло. Обедневший и обрусеший барон-офицер? Тоже "фи". Он же некрасив, а как только снял военную форму, так и вовсе потерял очарование. Мне кажется, из трёх сестёр самая честная и понимающая ситуацию - Ольга. Она вот сразу сказала, что вышла бы замуж за любого, даже без любви, был бы человек...благородный. Только где ж в провинции его взять, благородного-то? Милые, милые девушки! Так и в столицах их очень мало - купцы да деляги!
Для БДТ "Три сестры" сегодня - это как " замахнуться на Вильяма нашего, Шекспира". Непременно сравнивают с легендарной постановкой Г.Товстоногова.
Современный режиссёр Владимир Панков и не собирается соперничать с гением, у него своё видение, а потому на сцене не три сестры, а ...сразу девять. И, знаете, мне это понравилось! Пьеса А.П.Чехова настолько многослойна, что даже в одном монологе отдельные фразы выглядят будто срезы временных пластов жизни героев, а потому что-то, сказанное совсем детским голосом или, напротив, голосом очень зрелого человека, звучит совершенно по-разному. Соло, конечно, хорошо, но многоголосие объемнее, полнее, в нём больше жизни.
Если убрать из пьесы попытки очередного осмысления автора, почему жизнь в провинции так скудна и убога, то на первый план выходит обычная женская дилемма: можно ли прожить без любви, но с мужем, или любить, но быть неустроенной. Вопрос вечный и решению не поддаётся)) Может, потому и не уезжают никуда не только Маша, страстно влюблённая в Вершинина, но и Ольга, мечтающая выйти замуж за кого угодно, ни Ирина, потерявшая надежду обрести хотя бы семью. Ехать-то некуда!
Вот сколько раз читаю пьесу или смотрю, всегда жалею...Тузенбаха. Чехову как-то так удаётся показать хрупкую красоту, которая гибнет почём зря. Тузенбах некрасив внешне, но очень тонок и красив душой. Однако даже три сестрицы, томно рассуждающие о ценности душевной организации, не замечают этого. Наверное, если бы Ирина так долго не мучила влюблённого в неё Николая Львовича, всё обернулось бы иначе. Может, это как раз расплата за мечту о некоем прекрасном человеке, которого она так мечтала встретить, причём именно в Москве, а жертвой стал нежный, действительно не приспособленный к жизни Тузенбах.
Чёрные, почти монашеские одежды "трёх сестёр в возрасте" в спектакле Панкова очень символичны: уход души в кокон "собственного монастыря" и зашита от внешнего, не желающего принять этих странных женщин, мира чувствуется в скованности тела, надтреснутости голоса. Нет любви - нет жизни...Сколько ни пытайся себя уговорить, что так все живут, не получается ни у Ольги, ни у Маши, ни у Ирины...
"Три сестры" в БДТ по-прежнему хороши. Где-то с надрывом, где-то с иронией, где-то даже с трагическим посылом. Хороши декорации своей серой доминантой с редкими сполохами ярких багрово-красных пятен (отблески пожара и платье Ирины). Красный цвет не символ радости и страсти, а крушения всех иллюзий. Но самым главным достижением спектакля образца 2023 года является его ансамблевость: сцены выверены так точно по расположению фигур статистов, главных персонажей, что это становится уже похоже на танец, где каждый точно знает, какое па за каким следует. Каждый солирует в строго отведённой пропорции. Ведь это ж спектакль о жизни, и вовсе не той, давней, а о нашей. Плач по невозможной любви...
Пьесы, конечно, всегда лучше смотреть, чем читать. Но и что смотреть - тоже важно. Поэтому всё же перед походом в театр неплохо бы заглянуть в книгу. А вдруг откроется тайна?