Оркнейские острова некогда перешли от Норвегии к Шотландии в качестве приданого, а точнее, в виде залога за таковое. В 1468 году норвежский король Кристиан I выдал свою дочь за шотландского монарха, но приданое позволить себе не смог, поэтому нужную сумму пришлось занимать у своего же зятя под залог архипелага. Рассчитаться по долгам Норвегия не успела, и острова поглотил сначала шотландский престол, а затем, по итогам унии начала XVIII века, Великобритания.
Теперь, 555 лет спустя, на Оркнейских островах заговорили (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) о воссоединении с Норвегией или хотя бы расставании с Британией. Еще в 2017 году совет архипелага проголосовал за стремление к «большей автономии» от Эдинбурга и Лондона, а теперь глава органа Джеймс Стокан заявил о планах «рассмотреть альтернативные формы руководства» островами. Среди вариантов названы и статус «владений короны», такой как у острова Мэн, и модель «заморской территории», как Бермуды или Гибралтар, и даже превращение в автономию в составе Дании или Норвегии.
Сепаратистские изыскания политик объяснил тем, что Шотландия и Британия «жутко провалили» свои обязательства перед Оркнейскими островами с точки зрения финансирования. По словам Стокана, архипелаг получает куда меньше средств, чем соседние Шетландские острова, хотя и обеспечивает королевство нефтью из Северного моря. Да и вообще, как выразился глава совета, архипелаг был частью Норвежского королевства гораздо дольше, чем землями шотландской и британской короны, и сохраняет «глубочайшие культурные связи» со Скандинавией.
Учитывая аргумент о пересмотре границы 500-летней давности, который кому-то покажется даже издевательским, скорее всего, до отделения Оркнейских островов от Британии дело не дойдет. Судя по основным жалобам совета, во главе угла стоят вопросы финансирования, которые Лондон наверняка в силах уладить. В конце концов, референдум о независимости от Великобритании проводила даже Шотландия, но, по его итогам, вполне уверенное большинство поддержало статус-кво.