Оседлай коня, надень фетровую шляпу и щелкни кнутом: Харрисон Форд вернулся в образе бесстрашного археолога в фильме «Индиана Джонс и колесо судьбы». Премьера фильма состоялась в Каннах, где Форд был удостоен Золотой пальмовой ветви в знак признания дела его жизни.
Отзывы о пятом фильме франшизы были неоднозначными, и это первый инди-фильм, режиссером которого не стал Стивен Спилберг (на этот раз это Джеймс Мангольд, наиболее известный своей драмой о автогонках «Форд против Феррари»).
Но это «событийное» кино, сочетающее в себе ностальгию, олдскульные спецэффекты и культовую музыку Джона Уильямса.
Итак, Форд вернулся в возрасте 80 лет. Что привлекает актеров спустя столько времени?
Роль возвращается
Форд впервые сыграл Инди в 1981 году, а в последний раз — в 2008 году. Прошло целых 15 лет с момента выхода последнего фильма серии и 42 года с момента его первого появления в «В поисках утраченного ковчега».
Форд набрал форму, вернувшись к знаменитым персонажам. Одним из самых больших удовольствий от просмотра «Пробуждения силы» в 2015 году было увидеть, как Форд снова играет Хана Соло впервые за более чем 30 лет.
Актеры возвращаются к ролям по многим причинам:
- финансовые (как сообщается, Форду заплатили 25 миллионов долларов США за «Колесо судьбы»)
- защита своего бренда, имиджа и звездной персоны (Майкл Китон возвращается к роли Бэтмена через три десятилетия)
- профессиональные (Том Круз признался, что за 36 лет между фильмами «Топ-Ган» он хотел убедиться, что продолжение может быть не хуже оригинала)
- личные (некогда знаменитые звезды работают всё меньше и меньше и чувствуют необходимость возвращаться к поклонникам каждые несколько лет – на ум приходит Билл Мюррей в сиквеле «Охотников за привидениями» 2021 года).
Но это не всегда успешная попытка.
Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне — две величайшие звезды боевиков 1980-х годов, сыгравшие такие культовые роли, как Терминатор, Рокки Бальбоа и Джон Рэмбо, — неоднократно возвращались к этим ролям, и критики были особенно суровы.
Это не сработало для Сигурни Уивер в фильме «Чужой: Воскрешение» в 1997 году, через 18 лет после того, как она впервые сыграла Рипли; для Киану Ривза в «Матрице. Воскрешение» в 2021 году, через 23 года после оригинала.
Отмена времени
«Цифровое омоложение» впервые вошло в голливудский мейнстрим в 2019 году с фильмами «Ирландец» и «Капитан Марвел».
С помощью этого процесса пожилые актеры (Роберт Де Ниро, Аль Пачино и Сэмюэл Л. Джексон — все они подверглись этой технологии) перемещаются назад и вперед во времени, и более молодым актерам не приходится их играть.
В фильмах по-прежнему принято выбирать двух актеров на роли старших и младших версий одного и того же персонажа, выбор, который восходит, по крайней мере, ко второй части «Крестного отца» 1974 года, где молодой Роберт де Ниро играет Вито Корлеоне, которого в первом фильме сыграл гораздо более пожилой Марлон Брандо.
В 1989 году в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» есть восхитительная вступительная сцена, где Ривер Феникс играет молодого Индиану Джонса, прежде чем Форд сменит его на оставшуюся часть фильма.
Актеры обычно просто играли персонажей своего возраста, когда повторяли более ранние роли. Пол Ньюман, наконец, получил «Оскар» за лучшую мужскую роль за роль «Быстрого Эдди» Фелсона в фильме «Цвет денег» (1986), спустя четверть века после того, как впервые сыграл его в «Хастлере».
Сиквел играет на возрасте Ньюмана и его роли наставника будущего Тома Круза и наполняет зрителей ностальгией и воспоминаниями о более молодом Ньюмане.
Но актерам больше не нужно играть персонажей исключительно своего возраста.
Первая часть «Колеса судьбы» представляет собой расширенный флэшбек, действие которого разворачивается в 1944 году, где Форд был омоложен цифровым способом, чтобы появиться в возрасте 40 с лишним лет. В этом процессе использовалась система искусственного интеллекта, которая сканировала использованные и неиспользуемые кадры с изображением Форда из первых трех инди-фильмов.
Здесь мы как бы получаем двух Фордов по цене одного: «младшего», подтянутого Инди и более старую, более уставшую от жизни версию. Это создает мощную эмоциональную связь на экране.
Тем не менее, есть некоторые подводные камни в омоложении. Некоторые зрители жалуются, что весь процесс отвлекает и что гиперреалистичный визуальный вид сцен с моложавым и постаревшим актером напоминает видеоигру.
Несмотря на это, борьба со старением в голливудском кинематографе никуда не делась. В следующем фильме Тома Хэнкса используется генеративная технология на основе искусственного интеллекта, чтобы цифровым способом уменьшить его возраст.
Учитывая более низкую стоимость, скорость работы над фильмом и меньшее участие человека, инновации, основанные на ИИ, могут иметь последствия, изменяющие отрасль.
Звезда Форда
Харрисон Форд остается настоящей «кинозвездой» в индустрии, сильно пострадавшей от COVID, роста стриминговых платформ, упадка монокультуры и меняющегося характера того, что составляет звезду.
Следующая большая этическая проблема для киноиндустрии, поскольку она все больше внедряет искусственный интеллект, заключается в том, следует ли воскрешать умерших актеров и снимать их в новых фильмах?
Спасибо за чтение! Давайте делать канал вместе – подписывайтесь на нас и пишите, о чем бы Вам хотелось прочесть. Теперь мы и в Телеграм, присоединяйтесь!