1211 год
Прибалтика
В конце февраля в Торейде* начали собираться отряды рыцарей меченосцев, пилигримов, ополченцы Риги (их вел Эггельберт, зять епископа Риги Альберта), отряды из Вендена (их привел рыцарь Бертольд), крещёных ливов и лэттов (один из отрядов привел правитель Раупе старейшина Руссин), чтобы идти походом на эстов, на их замок Вилиендэ в Саккале (смотри публикацию «Походы мести»). С собой крестоносцы взяли малую метательную машину, баллисты и другие орудия, необходимые для осады замков.
Узнав об этом, многие эсты бежали из Саккалы, оставив в Вилиендэ сильный гарнизон.
Когда крестоносцы вторглись в Сакккалу и подошли к Вилиендэ, ливов и лэттов они разослали грабить область вокруг замка. Им было приказано также набрать съестных припасов и хлеба для осаждающих, что те и сделали.
Едва крестоносное войско подошло к Вилиендэ, у замковых ворот произошла стычка. Крестоносцы были отбиты защитниками замка, потеряв несколько человек своих воинов убитыми. Тогда Бертольд из Вендена и Руссин из Раупе, руководившие объединённым войском, предложили защитникам замка принять веру Христа и подчиниться власти церкви. Обещали за это отпустить всех пленников и заключить дружбу с владельцами и защитниками замка. Им ответили отказом.
В ответ Руссин приказал перебить всех пленников на глазах у защитников замка и пообещал защитникам, что с ними будет то же самое.
Прочие крестоносцы стали строить осадную башню. Когда она была построена, ливы и лэтты забросали брёвнами ров и стали придвигать башню к стенам замка. На самой башне установили баллисты, из которых баллистарии обстреливали защитников Вилиендэ.
Защитники пытались поджечь брёвна, пустив на них сани с огнём. Но штурмующим удалось погасить этот огонь с помощью снега и льда. На пятый день штурма погиб командир одного из отрядов крестоносцев рыцарь-меченосец Арнольд. Его убило камнем.
Меченосцы с помощью метательной машины завалили двор замка камнями. При этом погибло много скота у защитников Вилиендэ, так как те, не сталкивались прежде с катапультами и не позаботились о строительстве навесов для защиты животных.
Ливы и лэтты поверх бревен, сложенных костром, навалили сухих брёвен вплоть до забора из досок - первой линии замковых укреплений. Эйлард из Долэна и пилигримы взобрались по ним на стену из досок. Захватили и разобрали стену из досок. А далее столкнулись с другой стеной. Защищая её, эсты собрались на ней и стали бросать на прорвавшихся крестоносцев бревна и камни. Те отступили, но прежде, подожгли разрушенную стену из досок. Эсты быстро растащили огонь и начали восстанавливать разрушенную линию укреплений. К утру она была полностью восстановлена.
Однако к шестому дню осады в замке начался ощущаться недостаток воды. В связи с этим старейшины Вилиендэ вступили в переговоры с крестоносцами. Крестились в христианскую веру и пустили в замок священников.
После этого крестоносцы заключили с эстами Вилиендэ мир и разошлись по домам.
* "Когда-то на этом месте существовал деревянный замок ливов. Король ливов Каупо крестился в конце XII века, а в 1203 посетил Папу римского.
Но родственничкам это не понравилось. В 1209 Каупо был свергнут.
Помощь в усмирении мятежников предложил Рижский епископ. Мятеж и вправду был подавлен, но замок при этом почему-то сгорел, а епископ за услугу забрал себе почти все подвластные королю ливов земли. При Каупо, правда, осталась, может, не очень большая, но вполне боеспособная дружина. Но её же кормить как-то надо. Поэтому бывшему королю пришлось в компании с Меченосцами из Вендена грабить и завоёвывать Эстонию.
В 1214 Албрехт Буксгевден, епископ Рижский, поручил епископу Филиппу Рацебургскому построить в Торейде каменный замок. В том же году маленький замок на горе был построен. Пока что маленький, но весь XIII век замок укреплялся и расширялся. Донжон (бергфрид) – главная башня – была построена уже в первой половине XIII века".
(Источники: Генрих Латвийский)