Найти в Дзене
Заповеди православия

Мамин хлеб! Сейчас такого уже нигде не попробуешь… Времена изменились, и многие не знают цену хлеба.

Мамин хлеб! Сейчас такой хлеб уже нигде не попробуешь… Времена изменились, и многие не знают цену хлеба. Не знают и не представляют потому, что не были они голодными. В годы же моего детства основной едой было молоко, картошка и хлеб. Да еще и какие вкусные. А вот хлеб из магазина не помню. Кирпичик и всё тут. Зато мамин помню не только вид, но даже запах, аромат. Румяненький такой, высокий, с пружинистым мякишем. Таким именно остался хлеб в памяти моего детства.

Раньше ведь газа не было, зато были русские печи. Нужны они были для всего: хлеб испечь, кашу в чугунке сготовить, одежду-обувь просушить. Без печки никак. А когда простужались нас всех тоже укладывали на горячую печку. К утру болезни как и не бывало.

А день выпечки для ребятни был настоящим праздников. Перед тем, как начать, мама надевала фартук, "зипуном" она его еще называла. Всегда она его носила, до глубокой старости не снимала. Можно было добавить, что перед началом надевало платок, но нет. Тогда женщины без платка замужние не ходили.

-2

Наверно, она меняла его. Домашний более темный - на светлый, уличный. Но я почему то этого не помню. Помню, что только её в белом платке.

Мука и дрожжи были своими, не покупными. Дрожи делали на основе хмеля. Такого растения, который вьется, в виде белых шишек, которые мы тоже сами собирали. А муку мололи из зерна в соседней деревне.

Сначала просеивали муку, малышня сразу же бежала помогать. Вроде работа и несложная, а пока два ведра муки натрясешь, уже и мышцы ломит. В это время мама в огромнейшей четырехведерной кастрюле разводила закваску с одой и мукой. Тесто нужно было раза два «опустить», а потом замешивать туго, да еще и ждать пока подойдет.

Пока печь еще была очень горячей она успевала на сковороде жарить кислые блины. Хлебное тесто разводили с молоком и водой до консистенции сметаны и выходило еще и тесто для блинов. С одно стороны они подрумянивались, с другой - покрывались темными точками.

Их надо было есть горяченькими, макая в растопленное желтое масло в железной мисочке.

-3

Потом, когда тесто к вечеру поднималось, начинали раскладывать его по формам. Формы были разного размера. Для этого использовались и жестяные банки из под повидла, и старые кастрюли без крышек.

Мама пекла сразу по 10 буханок зараз. Этого хлеба для нашей большой семьи с 8 детьми хватало на целую неделю.

Да и в бочку больше не влезало. Сначала мама ставила большие формы, потом поменьше, а с краю уже шли самые малые. Жара там тоже была, не меньше.

Перед тем как закрыть печку заслонкой, при помощи ухвата в печь ставили чугун с кашей или картошечкой в молоке. Эх, сейчас бы эту картошечку!

Через два часа перед тем, как доставать хлеб, мама застилала стол специальным кусом ткани, куда потом вытряхивала из форм хлеб прямо на стол. Именно вытряхивала, так как по другому было нельзя. Дно часто было ребристым и по другому их было просто не вытащить.

Хлеб ставился твёрдой корочкой вниз, чтобы не просел ,а поверх них еще накрывали тканью до полного остывания.

Ах, какой же запах стоял, пока мам вытаскивала хлеб, весь дом заполнялся запахом самого вкусного хлеба на земле. И только утром его убирали в нижний ящик буфета. Складывали друг друга бочком. Мы даже думали, если хлеб в буфете есть, значит еда есть.

-4

Мы больше любили маленькие буханки, там большущие корочки. Такая вкуснотища эти корочки.

А уж самой вкусной едой для нас, детишек, был кусок только что испеченного хлеба, политый сметаной и посыпанный сахаром. Или же нет, хлеб, иногда маслице и повидло. Вкуснее не было ничего! А еще и парное молочко, с пенкой! Ммммм... Отрежешь кусочек, бежишь на улицу. Не успела сказать: «Сорок один – ем один», – всё, приходилось делиться. Все по-честному. Даже мысли ни у кого не было съесть кусок втихаря…

Недавно была на своей родине. Там при мне пожилая двоюродная сестра моего отца вытащила хлеб из печки. Из настоящей русской печки, как раньше! Не удержалась я и попросила дать буханочку хлеба домой. Вот это хлеб! Как сказал мой внук, этот хлеб вкуснее всякого пирожного!

-5
-6