Найти тему
VarТехник

«Абрамс» с автоматом заряжания. Красивая байка, или реальный проект?

Оглавление

Все привыкли, что в танках НАТО вместо автомата заряжания трудится танкист Джо, закидывающий снаряды раз в 5 секунд, несмотря на обстановку, погоду и тряску. Но подобная «система» давала сбой ещё в конце 80-х годов и США хотели оснастить танки «Абрамс» автоматами заряжания. Звучит как бред?

Причины перехода на автомат…

Каким бы выносливым и натренированным человек ни был, он всё равно не может обеспечить стабильную перезарядку. В армиях НАТО действительно существует норматив, согласно которому "Джо" должен перезаряжать орудие не медленнее 6 секунд. Но подобная скорострельность достигается только в идеальных условиях, когда наводчик не ищет цель и «лупит» в одну точку без остановки, снаряды расходуются по очереди невзирая на их тип, танк стоит на месте и по нему никто «не работает». Если нарушается хотя бы одно из ранее указанных условий, скорострельность падает.

В боевых реалиях, условный «Абрамс» или «Леопард 2» делают выстрел в лучшем случае раз в 10 секунд, в то время, как российские «коллеги» могут добиться скорострельности раз в 7 секунд (без учёта вопроса наведения). И это при том, что тряска от езды, попаданий снарядова противника или рядом упавшего артиллерийского боеприпаса практически не влияют на скорости подачи нового снаряда и заряда.

-2

Автоматы заряжания для «Абрамса»

Существует по меньшей мере два американских проекта, разработанных специально для "Абрамса" и один обратносовместимый, который можно использовать при не существенных изменений в башне. Первый – автомат заряжания барабанного типа. Не путать с французскими механизмами, которые требовали хотя бы минимального труда человека… Барабаны позволяли быстро менять тип боеприпаса. Каждый барабан мог хранить 18 снарядов, а в лоток досылателя падал лишь один из типов загруженных боеприпасов. Идея интересная, но крайне громоздкая, тяжёлая и дорогая, поэтому и на вооружение конструкцию не приняли.

Второй вариант разрабатывался специально для M1 Block III и не имеет никакого отношения к серийным «Абрамсам». Суть заключалась в полной переработке башни, переходе на необитаемое боевое отделение, отказа от кормовой ниши и добавление автомата, похожего на советские карусельные разработки. Но, ни смотря на всё ранее сказанное, выстрелы были унитарными, а сам АЗ имел двухрядный транспортёр. Карусель автомата поворачивалась в нужное положение, после чего задействовался манипулятор с досылателем, «экструдирующий» снаряд и посылающий его в казённик. От проекта M1 Block III отказались в 90-е годы, так как главная угроза для США в лице СССР более не существовала, а восстановление России как серьёзного политического игрока не проглядывалось.

Третий вариант используют Японская, Южнокорейская и Французская армии – автомат заряжания конвейерного типа. Первые АЗ подобной конструкции появились ещё на MBT-70 в конце 60-х, начале 70-х годов, но в серию они не пошли. Вспомнили о них японцы при разработке Type-90. Его приемник – Type-10, тоже сохранил автомат заряжания. В Южной Корее существуют танки K2, оснащённые автоматом заряжания...

Французы использовали автоматику в ОБТ AMX-56, который стал плодом совместной разработки с немцами – MBT-80. В конечном итоге, французский ВПК позаимствовал немецкую идею оснащения танка автоматом заряжания, подобно MBT-70, но лента была адаптирована под калибр НАТО 120 мм. В теории, подобный автомат заряжания можно использовать в M1 Abrams

Автомат заряжания танка AMX-56
Автомат заряжания танка AMX-56

P.S. Есть предположения, что проект Abrams X (M1 с необитаемой башней) из-за особенностей размещения экипажа уже получил конвейерный АЗ. Но действительно он конвейерный, или использует уникальную конструкцию – неизвестно.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.