Найти тему
В мире хороших книг

"Порождения света и тьмы" Роджера Желязны. Рад, что не читал эту книгу, будучи подростком

Это уж точно: попадись мне эта книга лет в 13-14, я ее читать не стал бы. Недоуменно зевнув, пренепременно отложил бы роман Желязны в сторонку.

Все-таки для этого произведения надо, как говорится, созреть. В "Порождениях света и тьмы" не найти популярных ныне умопомрачительных приключений, да и язык отнюдь не так примитивен, как у Берроуза и Муркока. Сравнение "Порождений..." с "Корумом" последнего мне вообще кажется непонятным и нелепым.

Хотя бы потому, что Муркок никогда не блистал по части изящного слога. Вот приключений хоть пруд пруди, а поэтики в текстах кот наплакал.

С "Порождениями света и тьмы" все совершенно иначе. Роман задумывался как эксперимент. Иногда писатели экспериментируют со слогом и не стесняются этого, а не задирают нос после первой же вышедшей книги. Так вот, Желязны, видимо, под впечатлением от ворвавшегося в литературу магического реализма и от уходящего модернизма, решился на смелый творческий опыт - сотворил нечто такое, чего даже от него не ждешь.

Обложка как бы обещает легкое чтиво, а нет, прогулка по мирам Желязны заставит подумать.
Обложка как бы обещает легкое чтиво, а нет, прогулка по мирам Желязны заставит подумать.

Обратите внимание хотя бы на форму: роман написан в настоящем времени, что позволяет нам, читателям, не просто узнавать о событиях, а как бы присутствовать среди происходящего.

А поэтическая глава? Когда начинаешь ее читать, недоумеваешь: что это за? Но постепенно втягиваешься и дочитываешь ее в восторге.

Абсурдность мира. Станция жизни и станция смерти (Храм Жизни и Храм Смерти), в которых по сути разницы мало, а за мнимым равновесием стоит безудержный хаос. А смысл самого существования? Что значит быть живым? Вы ведь помните момент, когда Анубис превращает Безымянного в механизм - и это в мире, который ассоциируется нами с древним Египтом! Уж не популярные ли это в то время идеи Эриха фон Дэникена о палеоконтакте, чья "Колесница богов" немногим позднее захватит не только западного читателя, но и зрителя, заставив его - редкое явление - смотреть документальное кино? Встречаем мы в произведении и передовое объяснение на тот момент сущности черной дыры...

Читая роман, понимаешь, что "автор не просто взял и придумал", а долго работал: изучал мифологию (древнеегипетская прекрасно дополняется древнегреческой - и взаимосвязь, пусть и не столь очевидная есть на самом деле: образ сфинкса у греков, к примеру). Но Желязны интересовался не только прошлым - все новое было не менее загадочным и заслуживающим внимания. И всему нашлось место в романе.

Посмотрите на обложку первого издания книги (картинка ниже). Анубис в одежде с перфокартой. Еще одну перфокарту мы видим над его левой рукой. Есть, над чем поломать голову, разглядывая обложку. Вообще в те далекие годы иллюстраторы были превосходные и пытались передать не зрелища, а суть понятий.

Американское первоиздание 1969 года. Интересно было бы знать содержимое перфокарт.
Американское первоиздание 1969 года. Интересно было бы знать содержимое перфокарт.

Что запомнилось больше всего? Да хоть еще один абсурд: Сет, который одновременно и сын, и отец Тота.

Мир, заключенный в драгоценном камне.

Гадание на кишках, когда умирающий гадатель поправляет ошибки: по моим кишкам, дескать, гадать надо правильно.

Сражение со Стальным Генералом, когда создавались многочисленные образы в предшествующем времени, а исход битвы в итоге решился до ее начала.

Да много всего запомнилось! Все здорово, все прекрасно! И снова Желязны не разочаровал.

Посоветовал бы книгу? Не удивляйтесь, но понравившуюся мне книгу советовать не стану. Просто уверен, что многим она не понравится, показавшись скучной и непонятной. А я... А я продолжу знакомство с творчеством Желязны. На очереди "Остров мертвых" и "Принеси мне голову прекрасного принца".