Мы неоднократно писали о том, что лоббисты строительного комплекса уже не первый год мечтают «включить» стоимость мебели в ипотечный кредит Мебель в ипотеку или роман «12 стульев - 2:0» | Об очередных попытках реанимировать спрос на недвижимость в 2022.
Несмотря на то, что многих из нас с детства учат тому, что мечты без действий являются пустым времяпрепровождением, у некоторых «мечты сбываются». В этом можно легко убедиться, понаблюдав за публикациями СМИ о не совсем аскетичной жизни топ-менеджмента естественных монополий.
Лесопромышленники и строители хотя и не являются естественными монополиями, но также хотят жить не хуже других. Равняться же надо на лучших, а не на большинство, не так ведь? И вот в конце марта 2023 года лоббистам мебельной мечты удалось добиться своего Путин поручил правительству включить в ипотеку расходы на окна, двери и встроенную мебель - Новости – Потребительский рынок – Коммерсантъ (kommersant.ru).
Где связь между мебелью и красивой жизнью капитанов бизнеса и политики?
Идея-то простая: помочь простым гражданам обзавестись меблировкой подешевле. Облегчить жизнь простого ипотечника, так сказать. И за счёт этого ещё и помочь застройщикам реализовывать квартиры. Классическая ситуация Win-Win, когда выигрывают все участники.
И даже государству процесс будет выгоден, так как за счёт повышения спроса на квартиры будут реализованы поручения Президента РФ по вводу жилья.
В таком виде всё звучит красиво и гладко. Но разве мало в истории существовало красивых и гладких идей, результат исполнения которых выглядел совершенно иначе? Предлагаем вместе разобраться в том, кто в этой мебельной схеме будет Win, а кто по итогу окажется Lose. И почему ломаются копья вокруг вроде бы такой мелочевки, как мебель.
Для начала предлагаем рассмотреть масштаб проблемы
Ведь как минимум некорректно обсуждать какое-то явление, не имея вводных данных.
- В 2022 году было заключено 363 000 ДДУ с использованием ипотечных кредитов. Росреестр: более 80% заключенных в 2022 году ДДУ — электронные - Новости ЕРЗ.РФ (erzrf.ru). Учитывая, что почти все из тех, кто приобретает квартиру в ипотеку, будут в ней жить сами или её сдавать с целью окупить ипотечный платёж, можно предположить, что число потенциальных приобретателей мебели в ипотеку меньше или равно числу ежегодно заключаемых ДДУ.
- Поручение Президента предусматривает, что основной упор будет делаться на встроенную мебель. А всем известно, что одной из самых дорогих вариантов встроенной мебели в квартире является кухня. Тем более, что нам известны данные о том, какое количество кухонь продаётся в РФ ежегодно.
Анализ объёмы рынка кухонной мебели в 2020 - от экспертов Hoog Link - HoogLink. Круто, что эти данные опубликованы в общем доступе. Спасибо автору и ресурсу, потому как большинство статистики по мебели является платной и совершенно не дешевой.
Несмотря на то, что представленный анализ был составлен в 2020 году и данные о продажах в 2022 году 0,5 млн. кухонь являются прогнозными, мы будем использовать именно их. Во-первых, в 2022 году мебельный рынок (как и многие другие) стал переживать непростые времена Замебление рынка – Газета Коммерсантъ № 79 (7280) от 06.05.2022 (kommersant.ru).
А во-вторых, подобное количество кухонь хоть как-то бьется с известным нам денежным объемом этого рынка в 923 млн. долларов Обзор рынка кухонной мебели: сегменты и производители :: РБК Магазин исследований (rbc.ru), учитывая среднюю стоимость кухонного гарнитура по РФ.
Ещё раз. Мы понимаем, что у нас нет актуальной статистики по производству мебели, поскольку мы не покупали специализированный отчёт. Тем не менее, согласно известным нам общедоступным данным можно сделать следующий вывод:
Та группа компаний, которая будет поставлять встроенную мебель покупателям новостроек, будет контролировать не менее 50% рынка кухонной мебели.
500 000 мебельных гарнитуров в год * 363 0000 ДДУ в ипотеку = 72% от общего числа продаваемых мебельных гарнитуров в РФ ежегодно.
Когда подобный порядок цифр становится наглядным, то невольно задумываешься
Действительно ли те парни, которые двигают проект «мебель в ипотеку», хотят «всем помочь и немного заработать», или под маскировкой красивых слов планируется передел, а в дальнейшем и монополизация мебельного рынка?
Если кому-то кажется, что перспективу монополизации никто не учитывает и не просчитывает, да и вообще поставленный выше вопрос надуман, то предлагаем вместе разобраться в том, как с точки зрения бизнеса устроено любое производство — в том числе мебельное.
Любое производство становится интересным, когда решается самая главная проблема
Ежемесячный гарантированный сбыт продукции, который позволяет предприятию работать не в убыток. Ошибаются те, кто думают, что основная проблема производителя - это хорошее оборудование или рабочие: главное — налаженный сбыт. Без него всё остальное становится бессмысленным.
Можно иметь прекрасное производство и гениальных рабочих и разориться, не имея возможности сбывать продукцию, а можно, условно, руководя толпой гастарбайтеров колотить ящики для овощей и зарабатывать миллионы, имея контракт на поставку таких ящиков.
Кроме самого сбыта, важна еще и цена, по которой реализуется продукция. Величина наценки на единицу товара – это тот показатель, о котором веками ломаются копья.
Разберём на примере (упрощённо)
Мебельная фабрика производит кухню. Себестоимость кухни составляет 100 рублей. Наценка фабрики на производимый товар составляет 30% (условно). Этот товар она поставляет в магазин, который его продаёт конечному покупателю с наценкой в 100%.
Итого, ценообразование на кухню строится по следующей формуле: (100 рублей + 30%)*2. Итоговому покупателю кухня достается по цене в 260 рублей. Кухонный бизнес ◈ бизнес по производству кухонь на заказ - план по продаже и как начать заниматься (mirconsalt.ru).
Естественно, что каждый производитель хочет получать не наценку фабрики, а торговую наценку. Ведь все настоящие деньги там. Именно поэтому открываются магазины от производителей, а в торговых центрах есть салоны, где можно собрать ту же кухню на заказ «от производителя».
При этом, открытие подобного магазина или салона вовсе не означает, что бизнес по продаже мебели пойдёт успешно. Привлечь поток покупателей очень непростая задача.
Мало у какого бизнесмена получается хорошо производить и продавать
Продажи — это принципиально отличный от производства навык, требующий увеличения денежных вложений, которых может не быть и т.п. Кроме того, производству кровь из носа нужна ритмичность заказов, в рамках которых можно осуществлять перспективное планирование. То есть важно не просто открыть мебельный магазин, а сделать так, чтобы он продавал – и это реально сложно.
Именно поэтому большинство производителей предпочитают реализовывать продукцию через тех, кто может обеспечить прогнозируемую реализацию, а не заниматься этим самостоятельно. Не имея постоянного контракта на поставку мебели, производитель постоянно ищет тех, кто способен обеспечить ему реализацию товара на открытом рынке. Этакий эрзац гарантированного сбыта.
При этом, мечта о гарантированном сбыте по контракту с торговой, а не фабричной наценкой есть у каждого производителя. Точно также как у каждого солдата есть мечта стать генералом. Ведь получив гарантированный сбыт можно расширяться. Выводить новые продукты на рынок и давить конкурентов, которые подобного контракта не имеют.
Это азбука предпринимательства. Именно поэтому девелоперы, которые прекрасно осведомлены о работе лоббистов, начали действовать ПИК запускает производство мебели под свои брендом - Рамблер/финансы (rambler.ru).
Какое преимущество для ипотечников, покупающих квартиры с мебелью, озвучил строительный комплекс?
Это преимущество мы видим в названии статьи: Эксперты: включение меблировки жилья в ипотеку позволяет сэкономить до 30% ее стоимости - Рамблер/финансы (rambler.ru).
То есть, согласно изначальной идее, та кухня, которая продается на рынке за 260 рублей, обойдётся ипотечнику в 182 рубля. Это значительно выше тех 130 рублей, за которые фабрика обычно реализует кухню с фабричной наценкой. Фактически, мебельная компания начинает получить сверхприбыль за счёт торговой наценки, которую раньше забирал посредник-реализатор.
При этом производитель в отличие от реализатора не несет расходов по аренде торговых площадей, найму сотрудников, рекламе и т.п. Кто-то может сказать, что для получения подобных преференций нужно платить «откат», но мы не можем учитывать подобный расход, поскольку схему лоббируют государственные служащие, в порядочности которых уверен каждый из нас.
Озвученная преференция — это лишь вершина айсберга
Самое интересное, что из-за того, что ипотечный платеж распределяется на десятки лет, стоимость мебели также будет размазываться на длительный период. А это значит, что производители, участвующие в схеме, смогут поднимать средний чек продажи - тем самым колоссально увеличивая свой доход по сравнению с конкурентами.
За счёт длительности кредитования по ставкам, которые существенно ниже ставок потребительских кредитов, станет возможно продавать намного более дорогую продукцию, торговая наценка на которую значительно выше указанных нами 100%. Ведь это закон торговли – чем дороже товар, тем выше наценка. В стоимости премиальных и люксовых товаров она может достигать 300% и даже нескольких тысяч процентов.
Итого
В итоге получается, что те компании, которые получат контракты на поставку окон, мебели и дверей в ипотеку смогут зарабатывать на этом проекте баснословные по сравнению с другими производителями деньги. Аутсайдеры не будут иметь гарантированного сбыта и дешевых кредитных денег.
Подобная поддержка бизнеса — это первый шаг к монополии. Серьёзный шаг, в рамках которого схемы Win-Win не бывает. Последующие шаги, которые неизбежны в логике капиталистической модели экономики, приведут к сокращению производителей мебели и консолидации этого рынка в руках допущенных к застройщикам фабрик.
Логичный следующий шаг — это повышение цен на продукцию – собственно, чем всегда и занимаются все монополисты. В итоге выйдет схема Win-Lose, в рамках которой производители будут больше зарабатывать, а покупатели больше тратить.
И что интересно. Вся эта схема, интересантами которой выступает кучка капиталистов, реализуется с помощью государственной поддержки. То есть той структуры, которая существует за счёт налоговых отчислений большинства, а не меньшинства. При этом меньшинство использует деньги большинства таким образом, чтобы большинство платило больше.
Кто-то может сказать «круто работают парни — это капитализм, детка». По нашему мнению, тут нет ничего «крутого». Если уж жить при капитализме, то пусть уж будет конкуренция и выбор, чем власть монополий, обдирающая простых людей. Мы надеемся, что так оно и будет, а может будет даже ещё лучше, но это не точно.
P.S.
В рамках статьи мы не использовали исключительно открытые источники. Сделанные нами предположения основаны на законах экономики и бизнеса.
Возможно, мы читали не те книги и не там учились, а парни, реализующие мебельный проект, действительно заботятся о простых «ипотечниках», которым приходится очень непросто. Всё это просто наше субъективное мнение.
До встречи! И не забывайте лайк)