Как подготовиться к ЕГЭ качественно, на что обратить больше внимания, что не упустить? Эти вопросы волнуют учеников с высокой мотивацией. Но тут универсального ответа нет: всё зависит от поставленной планки и от сроков, отводимых на подготовку.
Рассмотрим ситуацию, когда мы дерзко хотим получить 100 баллов. Ну а почему бы и нет? Кто планирует сдать хотя бы на 60, в итоге получает 50; кто хочет получить 100, наверняка изучит все критерии написания экзамена и даже если не достигнет цели, то уж точно увеличит свои шансы приблизиться к ней.
Итак, что нам нужно, чтобы гипотетически набрать 100 баллов на экзамене по обществознанию?
1. Хорошо, даже отлично (!) знать теорию по обществознанию;
2. Знать досконально критерии написания всех заданий и шаблоны их написания, если задания шаблонные;
3. Уметь рассуждать грамотно, аргументировать и обосновывать свою точку зрения при выполнении нешаблонных заданий;
4. Внимательность при выполнении всех заданий.
Вот, пожалуй и все составляющие высокой оценки знаний ученика на экзамене.
Теперь разберем каждый пункт более подробно.
1. Теорию мы можем взять где? Очевидно, что в школьном или ВУЗовском учебнике. Чем больше авторов прочитаете, тем лучше. Школы сейчас работают по учебнику Боголюбова (лучше заниматься по профильному уровню, но это для тех, кто уже освоил базовый уровень). Далее, в ход могут пойти любые сборники типа «Обществознание в схемах и таблицах» от Баранова (да, многие учителя его не любят, но у него много всего полезного), Махоткина (много лишнего, но в целом даёт развивающие знания), Пазина (на данный момент максимально близок к ФИПИ). Особенность: учебники, как правило, по 600 страниц, и «одним присестом» их быстро не одолеть. Формат схем и таблиц быстрее, около 300 страниц схем читаются за 1 день. Но такой формат не подходит для начинающих, он актуален для тех, кто уже в общих чертах знает фактологию и просто нуждается в её повторении.
Особняком в плане теории стоит блок по теме «Конституция», он даётся многим особенно тяжело, но это уже тема для отдельного разговора.
2. Критерии выполнения всех заданий можно взять в обычном сборнике «30 вариантов» от Котовой и Лисковой, если вчитываться внимательно (а как иначе 😉), то можно во всём разобраться. Разъяснения и демоверсии по всем предметам можно найти и на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
Шаблоны написания основных заданий можно посмотреть тут:
3. Уметь рассуждать. Этот уровень уже только для очень продвинутых учеников. Только зрелая личность, начитанный человек, умеющий формулировать свои мысли может справляться с этими заданиями. Как им стать? Много читать, мыслить самому, обсуждать прочитанное с теми, с кем можно обсудить темы по обществознанию (со своими преподавателями, в первую очередь). Это умение не формируется за один год, подчеркну, - необходим высокий уровень развития личности, нужно глубоко ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ предметом. 😎
4. Внимательность это уже личностный параметр, но её можно натренировать путём частых решений заданий формата ЕГЭ.
А где взять на всё это время? 🥺
Да, важным аспектом в подготовке к экзаменам является грамотное распределение времени. Кто контролирует своё время, расходует его обдуманно и целенаправленно, тот резко повышает свои шансы на успех!
Для наглядности, составил чек-лист для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, вот он, по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/lpi-21-P_vJReg