Эдгар Дега любил изображать балерин и алкашей. А ещё он создавал скульптуры.
Об одной из них, самой известной и скандальной, и поговорим.
"La petite danseuse de quatorze ans" - "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" была выставлена в 1881 на экспозиции импрессионистов. Мнения по поводу скульптуры разделились.
Некоторые восхищались: как живая! Большинство же зрителей и критиков плевались: некрасивая анатомичная восковая кукла.
"La petite danseuse..." не такая уж и petite - 98 см в высоту. Сделана почти в прямом смысле из г**на и палок.
В качестве каркаса художник использовал старые кисти и проволоку, сама танцовщица вылеплена из воска и пластилина. А одежда на ней настоящая.
Пачка (по-французски un tutu [тютю]) и корсетик вымазаны воском для жёсткости, на голове парик из настоящих волос.
Лоб у "Танцовщицы..." скошен, челюсть выдвинута, кожа не по годам обвислая. Выражение лица слегка дебильное.
Добавим также, что Дега поместил "Маленькую танцовщицу..." в окружение портретов преступников.
Художник явно добился своего: скульптура вызывала яркую эмоцию. Брезгливость. Представьте, метровая восковая кукла в настоящей одежде с лицом имбицила. Да жуть!
А как же высокое искусство? Воздушные балерины? Магия оперы и балета?
Всё это было мэтру не интересно. Его интересовала лишь правда. А истина была неприглядной.
В XIX веке танцовщицами в Opéra le Pelletier в Париже шли, чтобы не умереть от голода. Туда брали маленьких девочек лет с 8. Дети работали по 10-12 часов за крайне скромный, но регулярный гонорар. Их там хотя бы кормили.
Этих балетных подмастерьев называли "Les rats de l'opéra" - оперные крысы.
Потому что их пуанты цокали по полу, как крысиные коготки;
потому что они тырили хлеб по карманам;
потому что "прогрызали" дырки в занавесе, чтобы одним глазком посмотреть спектакль.
А ещё потому, что крысы в то время считались переносчиками сuфuлuса, как и танцовщицы.
Где-то с 13 лет "крыски" должны были оказывать друзьям оперы, так называемым "абонентам", uнтuмные услуги. Богатые месьё в прямом смысле покупали абонемент и по полной отдыхали в опере. Девочки так зарабатывали премиальные и не жаловались.
Вот такую крысиную изнанку оперы хотел показать Дега.
К слову, учеников балетных школ во Франции по прежнему зовут "les petits rats de l'opéra" ("оперные крыски").
А "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" слеплена с настоящей девочки по имени Мари Ван Гёттем. Она была из семьи бедных бельгийских эмигрантов. Мать отправила её в оперу за куском хлеба.
Про Мари известно лишь, что после этого позирования её выгнали из оперы за прогулы. Её мать и сестра погибли на каторге.
Скорее всего, Дега утрировал черты и выражение её лица, чтобы отразить тупость и порочность всех "крысок".
Потомки художника заказали 28 бронзовых копий "Маленькой танцовщицы...".
В 2022 одну из этих копий продали на аукционе Christie's за 41,6 млн $.
А сама "Маленькая танцовщица...", вероятнее всего, умерла рано и в страшной нищете.
Как вам история❓️
Ещё про импрессионистов⬇️