Советская милиция слыла образцом надежности и службы народу. Потому служить там всегда с лихвой желающих находилось. Однако в СССР далеко не всех кандидатов брали на работу в наши правоохранительные органы. Это касалось как системы МВД, так и КГБ.
Сегодня подробно расскажу, кого же выбраковывали при наборе на службу в советские силовики.
Прежде всего, понятное дело, играли при отборе большую роль критерии здоровья и внешнего вида. Не брали в органы тех, кто весил менее 45 кг, ростом не достиг хотя б полтора метра.
Отдельно не приветствовались разного рода физические отклонения, телесные аномалии. Как то, лишние пальцы рук, сильное искривление позвоночника, косоглазие, косноязычие и заикание, отсутствие как минимум десятка зубов, не в меру густой волосяной покров на теле. Вопросы вызывали крупные родимые пятна, шрамы и татуировки. Браковались частенько обладатели особо отталкивающих черт лица. И даже слишком больших ушей.
Плюс отбраковывалась, внезапно, слишком симпатичная внешность - излишне лощеного красавчика могли в милицию также не взять. Так что герою Андрея Миронова из "Стариков-разбойников" при приеме в милицию запросто отказали б.
Особенно внешность кандидата играла роль при приеме в КГБ - идеальный сотрудник "комитета глубинного бурения" должен был с виду быть самым обычным "средним" человеком. Ничем не выделяющимся из толпы на улице. Особенно сие касалось сотрудников для прохождения секретной службы за границей.
При этом наиболее суровые требования, понятное дело, выдвигались к оперативным работникам, сотрудникам ОМОНа. И - внезапно, к кандидатам в ГАИ, что должны были нести постоянную службу на улицах и дорогах.
А вот от будущих следователей, представителей "кабинетной службы", работников "дежурки", ясное дело, таких жестких критериев здоровья плюс физической силы не требовались.
Понятное дело, тщательно проверялась личная подноготная кандидата на службу в органы. Крест на карьере в советских правоохранительных структурах, ясное дело, ставило наличие криминального прошлого в биографии. А также наличие родственников за границей - особенно в капстранах. И, Боже упаси, в странах блока НАТО.
И да, без прохождения срочной службы в армии проситься в советскую милицию смысла не имело.
В КГБ также вопросы могли быть при приеме работников из "опальных" национальностей - чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар. Впрочем, ничего не мешало оным указывать при подаче заявлений и другую национальность.
На национальность в том же Комитете не смотрели и если потенциальный сотрудник казался крайне перспективным кадром. Например, чеченский папа Владислава Суркова Юрий Дудаев без проблем служил разведчиком в КГБ и ГРУ.
А вот с приемом на работу в милицию или прокуратуру национальных кадров никак проблем не возникало - при условии, что нацмен сначала поступал на службу в органы в своей республике.
Более того, нацкадры тут считались наиболее годными ребятами - могли общаться со своим народом на своем же языке. Представители многих советских народов в силу пробивного характера позже сделали крайне успешную милицейскую карьеру уже в Москве.
Любопытно, что на работу в КГБ со времен Андропова не брали бывших милиционеров и вообще сотрудников МВД. Из-за разгоревшегося подковерного конфликта между Комитетом и министерством внутренних дел.