Найти в Дзене

Вальтер Лействиков. Бунт в немецкой живописи и создание современных выставок в Берлине

Вальтер Лейстиков — немецкий художник-пейзажист, работы которого не особо популярны сейчас. Он писал в одном жанре, создал небольшое количество картин, а его слава быстро растворилась среди множества других художников Германии начала XX века — признаю, там было на что посмотреть. Возможно, Лейстиков на их фоне не особо выделяется, но кроме как писать картины, он создавал возможность показывать их. Лейстиков участвовал во всех художественных объединениях современного искусства в Германии, организовывал выставки, просвещал публику и привозил из-за границы работы прославленных импрессионистов. Да, его картины не были мировыми шедеврами, но есть в них что-то особое и необычное, магическое. То, что хотя бы на пару минут останавливает взгляд. Кем же был Вальтер Лейстиков, что писал и как участвовал в художественной жизни Берлина? Давайте разбираться! Отсутствие таланта Вальтер Лейстиков родился в 1865 году городе Быгдощ (сейчас город Польши) в семье фармацевта. В 17 лет переехал в Берлин и п
Оглавление

Вальтер Лейстиков — немецкий художник-пейзажист, работы которого не особо популярны сейчас. Он писал в одном жанре, создал небольшое количество картин, а его слава быстро растворилась среди множества других художников Германии начала XX века — признаю, там было на что посмотреть. Возможно, Лейстиков на их фоне не особо выделяется, но кроме как писать картины, он создавал возможность показывать их. Лейстиков участвовал во всех художественных объединениях современного искусства в Германии, организовывал выставки, просвещал публику и привозил из-за границы работы прославленных импрессионистов. Да, его картины не были мировыми шедеврами, но есть в них что-то особое и необычное, магическое. То, что хотя бы на пару минут останавливает взгляд.

Кем же был Вальтер Лейстиков, что писал и как участвовал в художественной жизни Берлина?

Давайте разбираться!

Отсутствие таланта

Вальтер Лейстиков
Вальтер Лейстиков

Вальтер Лейстиков родился в 1865 году городе Быгдощ (сейчас город Польши) в семье фармацевта. В 17 лет переехал в Берлин и поступил в Королевскую Академию художеств. Правда, через полгода его отчислят из-за отсутствия таланта — преподаватели решили, что он бездарный художник.

После отчисления Вальтер берет уроки в частных школах у пейзажистов Германа Эшке и Ганса Гуде. С Германом Эшке Вальтер выезжает за город в деревню и пишет местные пейзажи, а с Гансом Гуде учится писать сначала этюды на улице, чтобы потом дополнять и дописывать их в мастерской.

Творческие объединения современного искусства

В 1892 году Лейстиков вместе с другими художниками создает группу XI — «Свободную ассоциацию по организации художественных выставок». До основания Берлинского сецессиона эта группа из 11 художников продвигала современное искусство — импрессионизм, экспрессионизм, символизм. Все то, что так не любила Королевская Академия. Это была не только возможность показывать свои работы, но и начало развития коммерческих выставок с арт-дилерами и кураторами-художниками, ведь сами художники занимались организацией выставок. Плюс на выставках отсутствовало жюри — можно было выставлять что угодно.

Шлахтензее  (озеро на юго-западе Берлина)
Шлахтензее (озеро на юго-западе Берлина)
Пейзаж озера
Пейзаж озера

Вальтеру было всего 26 лет, когда он решил создать такое объединение с другими художниками. Они самостоятельно организовывали выставки и продавали свои работы, так как на официальных мероприятиях их работы либо не покупались, либо не выставлялись вообще. Плюс это был вызов Академии художеств — всем надоело то, что кто-то сверху диктует, как надо писать и что.

Шесть лет спустя возникнет Берлинский сецессион — художественное объединение немецких художников, цели которых остаются прежними: продвигать современное искусство. И во многом группа XI повлияла на создание независимого общества художников — тот же Либерман был членом группы XI.

После создания Берлинского сецессиона группа XI распалась — многие художники вступили в сецессион, чтобы продолжать бороться против чопорного и скучного искусства в стране.

Подготовка выставки Берлинского сецессиона. Лейстиков повернут к нам лицом
Подготовка выставки Берлинского сецессиона. Лейстиков повернут к нам лицом

Лейстиков тоже в стороне не остался и активно участвовал в жизни сецессиона. Не только выставлял свои работы, но и помогал другим художникам, продавая их картины. А вместе с Паулем Кассиром они привозили на выставки работы Мане и Моне, Сезанна, Гогена и Ван Гога.

Пейзажи Лейстикова

Лейстиков был художником одного жанра, но умел разнообразить каждую картину иногда светом, иногда композицией, иногда внешней особой атмосферой. И практически всегда создавал природу без вмешательства человека — никакой цивилизации, никакой культуры. Он не использовал мелкие мазки, отказался от детализации, не останавливал внимание на определенном предмете или сюжете.

Шлахтензее, 1895
Шлахтензее, 1895
Остров любви, 1905
Остров любви, 1905
Речная сцена с лесом
Речная сцена с лесом
Сказочный пейзаж
Сказочный пейзаж
Озеро в Марке
Озеро в Марке

При этом он был художником, которого часто отменяли и не давали показывать работы. Есть один спорный момент в его биографии — история о создании Берлинского сецессиона. Говорят, что после того, как в 1898 году картину Лейстикова не приняла Академия, Либерман решил-таки создать оппозиционную группу художников. Этот момент описал в статье о Лейстикове Ловис Коринф — немецкий художник и писатель, президент Берлинского сецессиона. Но многие искусствоведы считают, что это всего лишь легенда без убедительных доказательств.

Но его правда часто не принимали. И Вальтер поражает своим упорством — не все пойдут дальше писать после слов «бездарность» от высших господ в мире искусства.

И у него очень хорошие картины — если честно, они меня как будто успокаивают, несмотря на обилие темного цвета и какой-то мистической атмосферы. В них нет всплеска, ярости, бури и эмоций. Нет даже впечатления, скорее спокойствие и гармония.

-10
В поздние годы творчества цвета немного меняются, появлять яркость
В поздние годы творчества цвета немного меняются, появлять яркость
Пейзаж Маркизского озера с ветряной мельницей и парком. И какие-то даже отголоски импрессионизма
Пейзаж Маркизского озера с ветряной мельницей и парком. И какие-то даже отголоски импрессионизма

Парусные лодки на берегу озера. Из любимых картин. Очень редко Лейстиков включал человека в картины. А если и включал, то очень аккуратно, что ли, не нарушая естественный порядок природы.
Парусные лодки на берегу озера. Из любимых картин. Очень редко Лейстиков включал человека в картины. А если и включал, то очень аккуратно, что ли, не нарушая естественный порядок природы.
Сад в Грюнхайде, 1905
Сад в Грюнхайде, 1905
Лесное озеро
Лесное озеро
Грюневальдзее, 1902
Грюневальдзее, 1902

Вальтер Лейстиков застрелился 24 июля 1908 года. Он несколько лет болел сифилисом — наверно, в какой-то момент устал страдать и бороться. Сейчас мало кто вспоминает работы Лейстикова, а его заслуга в развитии немецкого современного искусства не обсуждается — есть другие, более популярные имена, в этой истории. Ну а нам остается только знакомиться с его картинами и находить для себя что-то новое.