Найти в Дзене

Уровень осознанности "Таковость"

В этой статье мы рассмотрим последний из условных уровней практики осознанности — "Таковость". Как уже говорилось ранее, можно выделить пять, вполне определяемых стадий познания ума:

1. Я есть тело (ищущий)

2. Я есть всё (единство)

3. Пустота

4. Свобода (я есть)

5. Таковость

В антологии дзенских фраз "Дзенрин" есть изречение:

"Постоянно сознавать изначальный ум – это и есть главная болезнь Дзен."

Речь здесь идёт о цеплянии за пустотный аспект ума. В традиции дзен существуют такие понятия, как "дзен учеников" и "дзен патриархов". Чтобы понять разницу между двумя этими способами вИдения, ещё раз приведу диалог Мастера с учеником, который ранее уже приводил в своих статьях:

"- Сдаётся мне, что вместо того, чтобы концентрировать свой взгляд на лесной опушке, как велел тебе я, ты вновь глазеешь по сторонам, - проворчал Мастер, даже не обернувшись.
- Не вижу в этом смысла, ибо лес – такая же пустота, как и всё в этом видимом мире, - задумчиво молвил ученик, - к чему созерцать заведомо пустотное?
- Тогда подними свой учёный зад и сбегай в эту пустоту за дровами, хоть какой-то от тебя будет толк! - рассердился Мастер, - и пусть пустотности дров будет побольше, к вечеру холодает!
На склоны горы Утайшань падал снег."
~ Притчи Мастера.

Из текста выше видно, что внимание ученика цепляется за пустотный аспект ума, в то время как Мастер говорит ему концентрироваться на образе лесной опушки — на то, что есть, тем самым указывая ученику на перекос в его восприятии, на то, что его ум теряет равновесие. 

Именно этим и отличается "дзен учеников" от "дзен патриархов". В отличии от ученика, Мастер видит и осознаёт, что реальность не нуждается в додумывании, она такая, какая есть прямо сейчас — она ДО мышления, а образ пустоты, возникающий в восприятии ученика и вся последующая конструкция интерпретации реальности это ничто иное, как мышление. Помните, как в статье про пустоту я писал, что как это не парадоксально звучит, но привязанность к не мышлению, порождает мышление? Это именно тот случай. Так же я писал, что обычно учеников в дзен возвращают к правильному видению при помощи сильного удара палки — если всё есть пустота, палка тоже пуста, но если начать ей избивать человека, вся придуманная "философия пустоты" улетучится из его ума в мгновение ока, её вытеснит реальная боль. Он осознает, что палка это палка, и хотя её изначальная суть пуста, как и у всего в этом мире, тем не менее всё в этом мире происходит таким, какое оно есть — твёрдое это твёрдое, а мягкое это мягкое...

Для демонстрации и правильного понимания можно привести ещё один небольшой пост: 

"Шел учитель с учеником. Учитель указывал на все вокруг и объяснял, что все это Брахман. И это Брахман, и это. Тут выскочил слон и побежал на них. Учитель закричал - прячься! А ученик ответил - это же Брахман он меня не тронет. Слон поранил ученика. В недоумении ученик спросил - как же так, это же Брахман? Учитель ответил - мои слова «прячься» - тоже Брахман!"

Надеюсь, что читателю понятен смысл того, что я пытаюсь донести. На самом деле это тончайший момент в видении и понимании сути дзен. 

Хочу отметить, что разница между двумя этими уровнями осознанности не только в способности по другому воспринимать реальность, но и в принципе в способности быть! На уровне человека это определяет каким образом фокусируется его внимание и как функционирует его энергоструктура — в какую конфигурацию она будет собираться. В случае "дзена патриархов" она приобретает форму, когда все энерго-потоки в системе тело-ум автоматически гармонизируются и при этом никак не обуславливают сознание. Все так называемые "ветра", входят в положенные им энергетические каналы, за счет чего возникает удивительная ясность восприятия и ощущение гармонии, при этом возникает эффект так называемой безопорности сознания, когда внимание остаётся в своем Источнике, не цепляясь ни за что, возникающее в уме, будь оно "внутри" или "снаружи". При этом такой человек очень "естественен", то есть он не выглядит блаженным чудаком не от мира сего...

Это и есть истинное равновесие...

По сути внимание возвращается туда же откуда и начинало свой поиск, но уже не привязанное к представлениям о реальности.
По сути внимание возвращается туда же откуда и начинало свой поиск, но уже не привязанное к представлениям о реальности.

К чему я всё это объяснял? К тому, что дзен патриархов это "Таковость"!

Таковость это чистая реальность. Это и есть истинное "здесь и сейчас" о котором сейчас так модно говорить. Но это не тот опыт наполненный эмоциональностью и некими возвышенными поэтическими восторгами, в который с головой окунаются сегодняшние последователи всевозможных духовных эзотерических течений, нет — то всего лишь эмоциональный ум. Таковость же это полная безопорность в моменте, когда у внимания нет никаких жёстких сцепок ни с потоком образов текущей бытийности, ни с зияющей бездной небытия. Такой человек живёт в миру, никак этим миром не затронутый, так как в его восприятии мир разворачивается изначально самоосвобожденным.

"Прямо сейчас не цепляйся ни за что, есть оно или нет; но не цепляйся и за нецепляние и не пытайся понять это. Это называется великой мудростью."
 ~ Байчжан Хуайхай

Когда внимание возвращается в свой Источник, замыкаясь само на себя, ум как явление исчезает. Или можно сказать, что он приходит в своё изначальное истинное равновесие. По сути внимание вернулось туда же откуда и начинало свой поиск, и это "место" совпадает с образами того, что есть. В дзен об этом говорят, что опять "Горы это горы, а реки это реки".

"Что ты делал до просветления? 
             - Рубил дрова. 
 А что ты делаешь после? 
             - Рублю дрова." 

Но теперь внимание не связано мышлением и этими образами, а это колоссальная разница. Не происходит интерпретации реальности — не создаётся двойственности, в каждый момент восприятия, реальность ровно то, что она есть... Осознание скользит по лезвию настоящего момента не проваливаясь ни в какую образность. Никто не практикует осознанность, никто не держит равновесие... 

Пребывая в таком непоколебимом и в то же время абсолютно свободном и раскованном чистом присутствии, "практик" (внимание) всё больше укореняется в ЭТОм. Никак и ничем не связанное, восприятие становится абсолютно не отличным от того, что есть, т.е. исчезают последние образные границы, создающие двойственность восприятия, и таковость становится перманентным естественным состоянием сознания, которое называется реализацией.

С этого момента все "уровни" ума исчезают. Как сказал Сэнцань — третий патриарх чань-буддизма: 

"Ни мысль, ни понимание, ни знание, ни представление здесь не нужны. Ни сознающего, ни сознаваемого нет в этом мире Таковости – мире того, что есть". 

 Равновесие в таковости означает только одно — всё уже уравновешено Это и есть Истинное равновесие. Об этом можно сказать так — истинное равновесие это отсутствие понятия равновесия и того, кто держит равновесие...