Найти тему

Почему Берлиоз? Загадка самого мистического русского романа

Уже скоро обещан выход на экраны новой экранизации, а, вернее, новой кинофантасмагории по мотивам произведения Михаила Булгакова, которое многие считают самым мистическим романом русской литературы.

В этот раз, как можно понять из рекламного тизера фильма, зрителей ждет красивая картина, сюжет которой сплетен из документальных сведений о жизни самого Михаила Булгакова и страниц его романа о Мастере и Маргарите.

Я люблю экранизации этого романа, сделанные Юрием Кара и Владимиром Бортко – они не без изъяна, их есть за что критиковать, но и достоинств не мало. И все же новую вариацию на тему посмотрю обязательно. Думаю, что, во всяком случае, должно получиться интересное зрелище – благодаря использованию новых технических возможностей, компьютерной графики более высокого уровня. А кроме того, в главных ролях заявлены замечательные актеры – Евгений Цыганов в роли Мастера (он же – Михаил Булгаков), Юлия Снигирь в роли Маргариты, Юрий Колокольников в роли Коровьева и другие.

И вот в связи с этой новостью я решила сегодня не делать обзоров ни новинок, ни классики, а просто поделиться с вами своими мыслями по поводу некоторых загадок этого литературного произведения.

Почему Булгаков назвал героиню Маргаритой – это объяснение лежит на поверхности: это аллюзия на знаменитую поэму Гете «Фауст», написанной по мотивам средневековой легенды об ученом, который, желая познать все тайны мира, купил молодость, заключив контракт с Дьяволом. Но, став вновь молодым, быстро заскучал от своей науки и вместо поиска новых знаний влюбился в красивую девушку по имени Маргарита. Соблазнил и погубил ее. Гетевский Дьявол не принес счастья ни Фаусту, ни Маргарите. Тут все понятно.

Но почему Берлиоз?

Меня очень занимала тайна этого имени. В общем-то второстепенный персонаж, но играющий довольно существенную роль в сюжете – Михаил Берлиоз, председатель Массолита, погибающий на трамвайных путях. Его еще все время путали с Гектором Берлиозом – композитором. Вот тут эпизод, как Иван Бездомный пишет заявление «куда надо» и путается «в показаниях».

Мне всегда казалось очень странным – для чего Булгаков наградил своего героя таким замысловатым именем, чтобы его все путали? Ну ведь не ради комического эффекта? В этом нет какого-то особо смешного юмора. Уж если б хотел Михаил Афанасьевич пошутить – так уж мог бы и посмешнее придумать, и фамилию выдумать такую, чтоб ах! Киевлянин по рождению, уж кто-кто, а Булгаков наверняка знал не мало забавных малороссийских фамилий. Вон их сколько у малоросса Гоголя!

По всему выходит – у Булгакова была какая-то идея скрыта за этой фамилией и этой «путаницей с композитором». Я стала искать информацию о Гекторе Берлиозе. И думаю, мне удалось разгадать эту тайну.

Михаил Булгаков любил музыку. Это видно из его книг – любовь к музицированию, любовь к театру и классической музыке. С этим вряд ли кто-то станет спорить. В том числе он был хорошо знаком и с произведениями Гектора Берлиоза – композитора-новатора, в свое время оказавшего не малое влияние на подходы к инструментовке и оркестровке.

Более того, именно с этим человеком, его личностью и творчеством Михаил Булгаков мог чувствовать особенное родство.

Недаром же «своего Берлиоза» он назвал именно Михаилом, то есть в литературную игру-путаницу с двумя Берлиозами он добавил и себя, автора, Михаила Булгакова (М.Б.) – это он и есть «Миша Берлиоз»(опять М.Б.), он же – «Мастер».

  • Во-первых, Гектор Берлиоз по образованию был медиком – как и Михаил Булгаков.
  • Во-вторых, Гектор Берлиоз тоже был увлечен темой Дьявола, Фауста, судьбы Иисуса Христа, что выразилось в созданной им опере «Осуждение Фауста» и оратории «Детство Христа».
  • И вот третье, самое важное, как мне кажется. В 1830 году Гектор Берлиоз написал свою первую симфонию, которую назвал «Фантастической». Представляя ее в России в 1847 году, он посвятил ее русскому царю Николаю I . Хотя сюжет ее был навеян отнюдь не царской персоной, а безнадежной любовью композитора к ирландской актрисе Гарриэт Смитсон. Несколько лет он мучился от того, что актриса не разделяла его чувств, потом они все же поженились, в семье родился ребенок, а спустя 7 лет композитор и актриса развелись.

Берлиоз имел огромный успех в России, и его «Фантастическая симфония» стала самым известным его произведением у нас. Кстати – еще одно новшество, привнесенное в музыку Берлиозом: он первый стал подробно расписывать либретто – сюжеты своих произведений. Летучие образы, которые «рисовал» звуками автор музыки, совершенно определенно запечатлены на бумаге с помощью слов. Прочтите сюжет «Фантастической симфонии» Берлиоза – и вам станет понятно, почему Михаил Булгаков назвал своего персонажа – своего убитого двойника – Михаилом Берлиозом.

«Фантастическая симфония, 1830 год

Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и пылким воображением, безнадежно влюбленный, в припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы вызвать смерть; он погружается в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения; его ощущения, чувства, воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией, как бы навязчивой идеей, которую он встречает и слышит всюду.
I. Мечтания, страсти. Он вспоминает тот душевный недуг, те необъяснимые страсти и печали, те внезапные радости, которые он испытал прежде, чем увидел ту, которую он любит; потом – всепоглощающую любовь, нахлынувшую на него внезапно, лихорадочные тревоги, припадки бурной ревности, возвращение нежности, утешение в религии…
II. Бал. Он встречает любимую на балу, в шуме блестящего празднества.
III. Сцена в полях. Однажды летним вечером он слышит перекликающийся наигрыш двух пастухов. Эти звуки, окружающая природа, шелест слегка колышимых ветром листьев, проблески надежды, недавно окрылившей его, – все вселяет в его сердце непривычный покой, а его мысли принимают более светлый характер… Но она вновь появилась; его сердце сжимается, его волнуют мрачные предчувствия – верна ли она… Один из пастухов возобновляет свою наивную мелодию, другой не отвечает более. Солнце садится… отдаленный раскат грома… одиночество… молчание…
IV. Шествие на казнь. Ему снится, что он убил ту, которую любил, что он осужден на смерть и его ведут на казнь под звуки марша, то мрачного и сурового, то блестящего и торжественного. Глухой шум тяжелых шагов внезапно сменяется резкими ударами. Наконец, навязчивая идея вновь появляется, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.
V. Сон в ночь шабаша. Он видит себя на шабаше, посреди страшной толпы теней, колдунов и чудовищ, собравшихся на его похороны. Странные шумы, стоны, взрывы смеха, отдаленные крики, которым как будто отвечают другие… Мелодия-любимая возникает еще раз, но она потеряла свой благородный и скромный характер; теперь – это отвратительный плясовой напев, пошлый и крикливый. Это она идет на шабаш… радостный рев ее встречает… она присоединяется к дьявольской оргии… похоронный звон, шутовская пародия на Dies irae, хоровод шабаша. Dies irae и хоровод шабаша вместе".

Разве эти картины не напоминают вам сцены, изображенные в романе Михаилом Булгаковым? Любовь к недоступной красавице, безумие влюбленного, Бал у Сатаны, Маргарита на шабаше, казнь и смерть, преображение Маргариты в ведьму. Есть сходство, не правда ли?

И вот в чем заключается моя догадка. Я думаю, имя Гектора Берлиоза постоянно всплывает в романе Булгакова, потому что это своеобразная "плата" собрату за поданные идеи. За вдохновение и художественные подсказки.

А что думаете вы, дорогие друзья?

Рукописи не горят!
Рукописи не горят!

***

Больше статей, рецензий, обзоров, подборок - на сайте проекта Библиотека Summarylib. А также сотни полезных саммари нон-фикшн. Присоединяйтесь к обществу любителей быстрого и практичного чтения!

https://summarylib.ru/