В 2021 году вышла в свет замечательная книга «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки» за авторством М. В. Павлова и И. В. Павлова [1].
Это фундаментальное научно-справочное издание из тех, которые должен иметь в своей библиотеке каждый серьезный любитель бронетанковой техники.
В таком объемном труде (более 1100 страниц) трудно обойтись без досадных ошибок и накладок. Одну из таких ошибок я заметил на примере рисунка узла подвески объекта 432.
На фрагменте страницы из книги цифрой 1 отмечен клиновой стопор оси балансира (434.51.032 «Клин»).
На танках объект 432 (Т-64) и ранних Т-64А использовался зубчатый стопор оси балансира. На фото ниже он обведен красным.
Сам стопор выглядит примерно так:
Для повышения надежности ходовой части стопорный клин осей балансиров первых опорных катков был введён для танков Т-64А с июня 1974 года [3, с. 25]. А для остальных узлов подвески клиновое стопорение внедрено с 1979 года.
Цифрой 2 выделено место шлицевого соединения торсиона с балансиром. На объекте 432 наружная шлицевая головка торсиона была большего диаметра, как это видно ниже на рисунке узла подвески из техописания Т-64 [2, с. 477], на который добавлен фрагмент чертежа 434.51.070сбСБ.
В июле 1976 года были введены новые торсионы повышенной энергоемкости и надёжности (434.51.059 Левый и 434.51.060 Правый) взамен старых (432.51.023 Левый и 432.51.050 Правый). Шлицевую головку новых торсионов выполнили меньшего диаметра (70 мм против 95 мм на объекте 432), а для обеспечения возможности их установки на ранних машинах в ремкомплекте были предусмотрены специальные переходные втулки и крышки, обеспечивающие установку новых торсионов в старых балансирах.
За счет такого решения исключена возможность установки старых торсионов с низкой энергоёмкостью в новые балансиры.
На рисунке сверху вниз показаны:
верхний — балансир 1, 2 и 6 катков объекта 432 (без нижней опоры амортизатора, которая должна присутствовать), устанавливавшийся на танки Т-64 и Т-64А до 1976 года;
средний — тот же балансир с плоской крышкой торсиона, свидетельствующей об установке нового торсиона с переходной втулкой;
нижний — балансир с новым торсионном, введенный с июля 1976 г.
Таким образом, на рисунке из книги Павловых изображен узел подвески, который мог устанавливаться не на объект 432, а на танки Т-64А (объект 434) не ранее июля 1976 г. Сам рисунок в целом соответствует узлам подвески: 1-м, 2-м и 6-й правой 434.51сб-4 (в наличии нижняя ось амортизатора — на рисунке из книги выделена зелёным цветом).
Автор: В. Чобиток
Источники информации
- Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки. Научно-справочное издание / Павлов М. В., Павлов И. В. — Кемерово : ООО «Принт», 2021. — 1112 с.
- Техническое описание танка Т-64. — М. : Воениздат МО СССР, 1969. — 624 с.
- Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 2 (Дополнение). — М. : Воениздат МО СССР, 1976. — 128 с.
- Рабочие материалы автора.