Найти тему

Подвеска объекта 432 / 434

В 2021 году вышла в свет замечательная книга «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки» за авторством М. В. Павлова и И. В. Павлова [1].

Это фундаментальное научно-справочное издание из тех, которые должен иметь в своей библиотеке каждый серьезный любитель бронетанковой техники.

В таком объемном труде (более 1100 страниц) трудно обойтись без досадных ошибок и накладок. Одну из таких ошибок я заметил на примере рисунка узла подвески объекта 432.

Фрагмент книги с рисунком подвески объекта 432
Фрагмент книги с рисунком подвески объекта 432

На фрагменте страницы из книги цифрой 1 отмечен клиновой стопор оси балансира (434.51.032 «Клин»).

На танках объект 432 (Т-64) и ранних Т-64А использовался зубчатый стопор оси балансира. На фото ниже он обведен красным.

Узел подвески Т-64А выпуска 1969 г. Фото И. Зиннатуллина, Кубинка, 2021 г.
Узел подвески Т-64А выпуска 1969 г. Фото И. Зиннатуллина, Кубинка, 2021 г.

Сам стопор выглядит примерно так:

Стопор оси балансира 432.51.033-1. Реконструкция
Стопор оси балансира 432.51.033-1. Реконструкция

Для повышения надежности ходовой части стопорный клин осей балансиров первых опорных катков был введён для танков Т-64А с июня 1974 года [3, с. 25]. А для остальных узлов подвески клиновое стопорение внедрено с 1979 года.

Цифрой 2 выделено место шлицевого соединения торсиона с балансиром. На объекте 432 наружная шлицевая головка торсиона была большего диаметра, как это видно ниже на рисунке узла подвески из техописания Т-64 [2, с. 477], на который добавлен фрагмент чертежа 434.51.070сбСБ.

-4

В июле 1976 года были введены новые торсионы повышенной энергоемкости и надёжности (434.51.059 Левый и 434.51.060 Правый) взамен старых (432.51.023 Левый и 432.51.050 Правый). Шлицевую головку новых торсионов выполнили меньшего диаметра (70 мм против 95 мм на объекте 432), а для обеспечения возможности их установки на ранних машинах в ремкомплекте были предусмотрены специальные переходные втулки и крышки, обеспечивающие установку новых торсионов в старых балансирах.

Фрагмент чертежа 434.51.150сбСБ «Вал торсионный (для запчастей)» с правым торсионом. Новый торсионный вал для запчастей поставлялся в комплекте с деталями, обеспечивавшими установку в балансирах старого образца, тем самым обеспечивалась «обратная совместимость»
Фрагмент чертежа 434.51.150сбСБ «Вал торсионный (для запчастей)» с правым торсионом. Новый торсионный вал для запчастей поставлялся в комплекте с деталями, обеспечивавшими установку в балансирах старого образца, тем самым обеспечивалась «обратная совместимость»

За счет такого решения исключена возможность установки старых торсионов с низкой энергоёмкостью в новые балансиры.

Балансиры Т-64А. Выполнил В. Чобиток
Балансиры Т-64А. Выполнил В. Чобиток

На рисунке сверху вниз показаны:
верхний — балансир 1, 2 и 6 катков объекта 432 (без нижней опоры амортизатора, которая должна присутствовать), устанавливавшийся на танки Т-64 и Т-64А до 1976 года;
средний — тот же балансир с плоской крышкой торсиона, свидетельствующей об установке нового торсиона с переходной втулкой;
нижний — балансир с новым торсионном, введенный с июля 1976 г.

Таким образом, на рисунке из книги Павловых изображен узел подвески, который мог устанавливаться не на объект 432, а на танки Т-64А (объект 434) не ранее июля 1976 г. Сам рисунок в целом соответствует узлам подвески: 1-м, 2-м и 6-й правой 434.51сб-4 (в наличии нижняя ось амортизатора — на рисунке из книги выделена зелёным цветом).

Автор: В. Чобиток

Источники информации

  1. Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки. Научно-справочное издание / Павлов М. В., Павлов И. В. — Кемерово : ООО «Принт», 2021. — 1112 с.
  2. Техническое описание танка Т-64. — М. : Воениздат МО СССР, 1969. — 624 с.
  3. Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. 2 (Дополнение). — М. : Воениздат МО СССР, 1976. — 128 с.
  4. Рабочие материалы автора.