Найти в Дзене
Позитивная старость

Газонокосильщик, 1992

Это концептуально сложный фильм, иллюстрирующий ментальную способность западной интеллектуальной мысли генерировать модели будущего.

В фильме нет оторванного от жизни эстетства. Герои говорят современным языком эпохи персонального компьютера с флоппи-дисководом.

В списке культурных артефактов он находится рядом с эпохальными романами Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818), Уэллса "Война миров" (1897), и Оруэлла "1984" (1949).

Фильм предвосхищает ставшие сегодня реальностью эксперименты по созданию Искусственного Интеллекта на основе электронных нейросетей. Нерешённые пока технические проблемы маскируют главный вопрос:

- Сумеет ли человечество сохранить свою субъектность в грядущую эпоху неорганического разума?

В самом кратком изложении сюжет таков.

Доктор Лоуренс Анджело ставит эксперимент над умственно отсталым человеком, газонокосильщиком Джобом. Путём погружения его в виртуальную реальность удаётся достичь колоссальных сдвигов в развитии интеллекта Джоба.

В какой-то момент происходит качественный скачок и Джоб овладевает телекинезом, подчиняет себе технику и компьютеры, проникает в мозг другого человека.

Психологической кульминацией фильма становится безжалостная констатация - подопытный преодолел предел компетентности своего создателя. Бывший учитель утратил авторитет в глазах ученика. Эксперимент перестал быть управляемым.

"Мой разум превзошёл ваш. Я не допущу, чтобы ваш страх перед тем, что вы не понимаете, помешал работе".

Новоявленное сверхсущество провозглашает вновь возникшую реальность бесстрастно и равнодушно. Эмоции в цифровом мире лишь усложняют алгоритм движения к цели. Любовь, дружба, преданность, благодарность теряют своё прежнее значение.

То, что человеком расценивается как убийство, для обновлённого разума является рациональным процессом познания.

Попытка физически уничтожить Джоба приводит лишь к тому, что он становится первым виртуальным поселенцем в цифровых телекоммуникационных сетях.

Отныне человечеству придётся доказать жизнеспособность своей духовности, или покинуть арену жизни. Его место займут более эффективные формы разума.

***

Явившись в 1992 году зрителям как футорологическая фантазия, через тридцать лет фильм приобрёл пророческое значение.

Сохранится ли в будущем обществе гуманистическая мораль?

Или рациональный разум цифрового поколения откажется от неё как от пережитка несовершенного человеческого ума?