Найти тему
Субъективный путеводитель

Дворец горского князя, с которого начался знаменитый курорт. О чём речь?

В верхней части ветхой Теберды стоит самый настоящий дворец таубия, как называли горных князей в Карачае и Балкарии. Если точнее - Ислама Крымшамхалова-младшего.

Его звучная фамилия во все века принадлежала главному роду карачаевцев, а предания расходятся в версиях, кто же его основал - Крымский хан или Дагестанский шамхал. Легенда гласит, что в 17 веке, когда карачаевцы жили в Баксанском ущелье по другую сторону Эльбруса, Крым-Шамхал пришёл издалека и помирил их князя Къарчу с кабардинским пши Кази Пшеапшоко.

Къарча - фигура совсем уж мифическая: судя по всему, под этим именем скрывается десяток вождей, с которыми предки карачаевцев ходили по горам и степям со времён нашествия Тамерлана. По преданию, единственный сын Къарчи Джантуган нашёл за Эльбрусом Карачай - потерянную родину предков, но на обратном пути умер от укуса змеи, а Крым-Шамхал, став зятем князя, положил начало династии карачаевских таубиев.

Как считается, увёл карачаевцев за Эльбрус его сын Бекмурза, а более вероятно, что он лишь перенёс ставку - с особыми породами коней и овец, прекрасно чувствующих себя на высокогорье, карачаевцы перетекали с Баксана на Кубань не один век. Крымшамхаловы же продолжили ими править, и Ислам Ачахматович из 5 поколения в 1828 году принял русское подданство, а Ислам Пашаевич из 9-го чуть было не вернулся на Баксан: его матерью была балкарская княжна из тамошнего дома Урусбиевых.

Рано осиротев, Ислам уехал в дом к своему дяде Исмаилу в теперешний Верхний Баксан. В 1877 году юный таубий поступил в Ставропольскую гимназию, а 2 года спустя был зачислен в Конвой Его Императорского Величества Александра III и так оказался в далёком сыром Петербурге.

Горец на дворцовой службе, Ислам Пашаевич проникся русской культурой, а заодно - оценил уникальность своего народа... и его темноту. Только вот чахотка, чтоб ей неладно - болотный питерский климат быстро начал душить парня с солнечных гор. Хворь выжила Крымшамхалова сначала в Москву, а затем в Кисловодск, где он подолгу жил у своего друга, художника-демократа Николая Ярошенко.

Ещё там гостил цвет русской живописи, и вот горец сам поставил перед собой мольберт. Жизнь обрела контуры: впереди - поэзия, живопись, краеведение и просветительство, а по пятам сзади идёт злая хворь. Подзаработав денег приказчиком на Эльбрусском руднике близ своей родины, Крымшамхалов узнал о чуде Кузовлёвых и в 1893 году построил себе дом по соседству.

-2

Когда же рудник зачах, его ведущий инженер Андрей Кондратьев предложил таубию прикупить земли да продавать её под дачи - так и начался здешний курорт...

Первоначально за Чёрным озером лежала полноценная усадьба, включавшая как минимум два дома - жилой и гостевой. Первый, видимо, был совсем скромным, да и гостям свои покои мусульмане не показывают - в 1960-х на его месте построили гостиницу "Теберда" (выглядывает слева на кадре выше), а никаких фото здания не сохранилось.

-3

Куда пышнее и красивее у кавказского князя был гостевой дом в стиле русского модерна, где останавливались личности от того же Николая Ярошенко до геолога Ивана Мушкетова, в 1895 году искавшего оптимальную трассу для Военно-Сухумской дороги. Ещё, конечно, Коста Хетагуров - крупнейший осетинский поэт, коллега Ислама Пашаевича по Эльбрусскому руднику и брат по несчастью в чахотке. От неё Крымшамхалова не спасли уже и горы - князь спустился в Ялту, где и умер в 1911 году, не успев завершить составление карачаевской азбуки.

Основная ветвь Крымшамхаловых на этом пресеклась, а вот какие-то побочные существуют и ныне: например, взрывами жилых домов в Москве в 1999 году занимался террорист Юсуф Крымшамхалов из Карачаевского джамаата.

-4

В 1983 году на Крымшамхаловской даче открылся музей альпинизма, в 2012 году дополненный этнографическим и мемориальным залами. Судя по чужим фото, тут стоит побывать, но мы так и не сподобились прийти в рабочее время.