Важно отметить, что понятие "права ребенка" трактуется как "права человека, применимые к несовершеннолетним". Часто исследователи утверждают, что права ребенка защищались в России практически с далеких времен. Однако это утверждение не совсем точно. Рассмотрение самих терминов приведет к более точному выводу. Концепция прав человека, как приоритетных отношений внутри государства, сформировалась только в двадцатом веке. Многие государства и общества, существовавшие ранее, трудно назвать правовыми. Хоть существовали нормы и кодификационные акты, однако не было и речи о всеобщих и равных правах для каждого человека и их защите. Более того, на государственном уровне практически не было регулирования прав ребенка, и отношения в семье осуществлялись в соответствии с доминирующими методами воспитания на тот момент. Например, телесные наказания были устранены из системы образования Российской империи только вместе с сменой политической системы в 1917 году.
Права ребенка, определенные как права человека, применимые к несовершеннолетним, стали предметом изучения студентов, которые часто считают, что эти права защищались в России на протяжении истории. Однако это мнение не совсем точно. Рассмотрение самих терминов приводит к выводу, что концепция прав человека как приоритетных отношений внутри государства сформировалась только в 20 веке. Большинство предшествующих государств и обществ трудно назвать правовыми, хотя были некоторые нормы и кодификационные акты, но всеобщих и равных прав каждого человека и их защиты не существовало. На государственном уровне права ребенка практически не регулировались, а отношения в семье определялись доминирующими методами воспитания того времени. Например, телесные наказания были удалены из системы образования только после смены политической системы в 1917 году.
После Революции в России возникла необходимость обсуждения прав детей. Это было обусловлено объективными факторами, такими как продолжающаяся Первая мировая война, две революции и Гражданская война, которые значительно сократили численность населения страны, особенно мужского пола. В результате возникло огромное число детей, оставшихся без присмотра родителей. В то время, когда условия были очень сложными, дети быстро включились в "взрослую" жизнь, со всеми ее сопутствующими аспектами: девиантное поведение среди беспризорников стало нормой, и блатная романтика была в почете. В результате возникла высокая преступность, где подростки занимались преступной деятельностью наравне с взрослыми.
В 1920-е годы была создана система образовательных и воспитательных учреждений, которая продолжает функционировать по сей день, и все последующие изменения в основном косметического характера. Однако, после последующих изменений в политической системе произошло переосмысление понятия "права человека" и создание новой системы отношений в этой сфере. Из терминологии видно, что подход и юридические основы в отношении прав детей также изменились.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" является основным актом, регулирующим права ребенка в России. Права ребенка также определены в Семейном кодексе РФ. Кроме того, существуют международные правовые акты. Однако, в свете последних событий, когда международное право потеряло свою приоритетность перед федеральным законодательством на территории нашей страны, можно уже не учитывать международное право.
Вопреки существующей правовой системе России, вопрос о правах человека остается неоднозначным и спорным, и то же самое можно сказать о правах ребенка. Несмотря на то, что средства массовой информации утверждают, что права ребенка являются приоритетом современной социальной политики, это мнение также может быть оспорено. Основные права ребенка включают возможность жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и родственниками, а также право на имя, отчество, фамилию, имущество, медицинское обслуживание и образование. Многие ученые считают, что ребенок имеет право выражать свое мнение. Однако здесь возникает первая юридическая сложность. В России оппозиционное движение значительно помолодело за последние несколько лет. С развитием интернета и активизацией молодежи, студенты и школьники стали основными фигурами оппозиции. В свете этого возникает вопрос, как обращаться с несовершеннолетними, которые участвуют в массовых акциях и протестах. С одной стороны, органы власти могут пытаться привлечь их к ответственности за нарушение административного законодательства, но это может быть противоречием к юридическим принципам, защищающим права человека. Практика показывает, что власти Москвы уже решили этот вопрос, задерживая старшеклассников на митингах наравне с взрослыми людьми. Омбудсмен России Татьяна Москалькова заявила, что молодые люди, которые еще не сформировали политические убеждения, не должны быть объектами манипуляций и провокаций. Рассматривая эту ситуацию как пример правовой проблемы, можно предположить, что для решения подобных вопросов стоит либо ограничить гражданские права детей, либо установить возрастные ограничения для определенных форм политической активности.
Однако, перейдем от частного к общему. Вопросы защиты прав ребенка имеют морально-этический аспект, что затрудняет работу соответствующих органов. Например, в случае внутрисемейных отношений. Должны ли государственные структуры вмешиваться в семейную жизнь? Такие отношения имеют субъективный оттенок. Если не нарушены уголовное, административное и семейное законодательство, возникают неоднозначные толкования фактов и событий. Недавний случай, когда органы опеки изъяли детей из семьи из-за синяков на ногах одной из девочек, яркий пример. Родители объяснили их падением с велосипеда, что не редкость у маленьких детей. Тем не менее, мнение ребенка не было учтено. Что говорит нам такой случай? О проблемах в законодательстве? О возможном злоупотреблении правовым статусом в личных целях? Или о несовершенстве норм права, которые мало соответствуют реальным условиям общества? Или в случае семейных вопросов следует пренебрегать нормами права и вместо этого опираться на моральные нормы?
Кажется, на данный момент становится очевидным, что несмотря на существующее законодательство и институты права, нет реального механизма защиты прав ребенка, который учитывал бы особенности общественных отношений в регионе. Возможно, возникнула необходимость предоставить большую свободу и самостоятельность местным законодательным органам в области семейного права. Это позволило бы более оперативно изменять законодательство в соответствии с текущей социально-демографической обстановкой. Кроме того, такой перенос инициативы в области законодательства позволил бы лучше учитывать особенности внутрисемейных отношений в регионе.
Средства полиции, безусловно, действуют в этом направлении. Участникам предоставляется возможность индивидуальной профилактической работы с семьями, где нарушаются права ребенка. Однако, насколько это эффективно? Сотрудники полиции имеют возможность подготовить документы о лишении родительских прав и изъятии ребенка из семьи. Однако, в данном случае видно, что существуют два крайних подхода: профилактические беседы и увещевания с одной стороны, и изъятие из семьи с другой стороны. Таким образом, возникает вопрос о необходимости создания отдельной структуры, специализирующейся на работе с правами ребенка.
С 2009 года в России функционирует должность Уполномоченного по правам ребенка при президенте Российской Федерации. Эту должность часто называют "Детский омбудсмен". Кроме федерального представителя, в регионах также действуют свои аналогичные должностные лица, которые следят за обеспечением прав ребенка на местном уровне. Одной из главных задач Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области, согласно ее официальному отчету, является рассмотрение обращений граждан. За 2017 год она рассмотрела 681 обращение, преимущественно от законных представителей несовершеннолетних. В отчете также указывается, что основная тема обращений связана с нарушением жилищных прав и улучшением жилищных условий. Однако в случае детей-сирот жилищные нарушения были минимальными. Это свидетельствует о том, что должность Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области фактически выполняет роль контрольного органа в сфере жилищно-коммунальных услуг. Это связано как с особенностями региона и государственных органов, так и с полномочиями детского омбудсмена. Фактически, они могут лишь направлять запросы в соответствующие органы и производить визиты в государственные органы, а также давать рекомендации по восстановлению прав ребенка. В результате, даже если чиновник будет выполнять свою работу качественно и преданным образом, он все равно будет подвергаться критике из-за ограниченных полномочий, зависимости от административного аппарата и невозможности действенно противостоять противоправным действиям со стороны региона. Например, в Пермском крае местный уполномоченный по правам ребенка поддержал региональный закон, который не предусматривал выплату региональных пособий матерям, воспитывающим детей без отцов. Он объяснил свою поддержку тем, что "государство не должно поддерживать женщин, рожающих детей от безответственных мужчин". В итоге, институт прав ребенка и защиты его прав неразрывно связан с правами человека.
Можно сделать следующие выводы: пока государство не проведет четкую правовую политику, в соответствии с Конституцией, мы будем постоянно говорить о нарушении прав детей. В настоящее время создается система ювенальной юстиции, но, исходя из опыта российского государства, можно предположить, что она будет работать по факту правонарушений, а не для их предотвращения. Кроме того, создание еще одной структуры приведет к усилению межведомственных преград и борьбе за бюджетные средства. В то же время механизм взаимодействия между ведомствами и их ответственность за невыполнение функций по защите прав детей останется лишь формальным.