Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Время, уши и подвешенный язык - это все, что нужно психологу?

Парадоксален для меня тот факт, что комплексом самозванца страдают часто настоящие профи (ибо совершенно нормально сомневаться в себе немного), а вот недопрофессионалы и непрофессионалы, походя, увы, докалечивающие души клиентов, весьма уверены и в своих словах, и в мимике, и в пассах, и в пространственно-временной организации процесса и, если чем и страдают, так это ярко выраженным нарциссическим радикалом личности, да еще и не стесняются говорить о своей глубокой проработанности при этом.

Абсолютно любое поле общения двух или более людей несет в себе риск нарциссического (это как минимум) абьюза. На специалиста с нарциссическим характером можно нарваться везде - в школе, в больнице, в спорте и уж тем более, в сфере оказания психологических услуг.

Эффективная самопрезентация специалиста - один из инструментов его продвижения и маркеров личностной и профессиональной уверенности, однако, не стоит путать ее с посылом "Я лучший, а остальные - фигня!", который непременно, абсолютно необоснованно, бездоказательно, неаргументированно будет транслировать специалист-нарцисс. Зачем? Ему нужно восхищение и...тотальное подчинение (чтобы "к другим ни-ни - загубят на корню!"), и часто он пытается вызвать его очень грубыми и плохо взвешенными приемами.

Однако, легко внушаемому клиенту такого посыла для выбора будет достаточно, увы.

Нормальный специалист, подчеркивая достоинства своего метода, принадлежность к определенной школе психологии, не будет опускать ниже плинтуса представителей других направлений.

Это банальное обесценивание и принижение равного, да еще и вдобавок непрошенная клиентом триангуляция.

Секты любят такие приемы и гуру всяких эксклюзивных знаний.

В психологии масса разных признанных и годами проверенных методов разрешения жизненных трудностей, и, если представитель одного направления демонстративно возвышает себя над другими в презентации себя клиенту, это, как минимум, говорит о его невоспитанности и неэтичности, не очень хорошей профессиональной образованности, а как максимум - о нарциссическом расстройстве его личности.

Что должен дать клиенту психолог?

Посвятить ему время, выслушать его и, конечно, поговорить с ним.

И вроде все здесь просто и понятно: если человек уделяет тебе время, слушает тебя очень внимательно и у него развитая речь, значит он хороший специалист, и результат скоро будет.

Так ли это? Гарантируют ли время, уши и подвешенный язык исцеление? Отнюдь.

Специалисты выходят в общение с клиентом с абсолютно разными сознательными и бессознательными мотивами, со своими внутренними ценностями или антиценностями, со своей травматикой, со своей текущей жизненной ситуацией и даже, увы, имея тяжелейшие личностные расстройства, которые они успешно маскируют даже от самих себя.

Специалист-нарцисс сознательно или бессознательно питается временной, эмоциональной, ментальной, а бывает, что и физической, и сексуальной властью над клиентом, который открывшись ему, становится совершенно беспомощен и уязвим в своем доверии и откровенности.

В данном случае открытые болевые точки жизни и личности клиента становятся не мишенями терапии, а мишенями нарциссического абьюза.

Нарцисс замыкает на себе ресурсы клиента. И это не только, а иногда и не столько деньги!

Какая выгода специалиста-нарцисса в данном случае?

Много!

-2

Трата Вашего времени и психических сил (да и дополнительных денег, которые изначально Вы платить не намеревались, но чувство долга и вины на Вас надавили: конечно, можно попенять, что чувствовать себя виноватым Вы выбрали сами и долги себе придумали сами, но это не так - любая система стремится к балансу, поэтому вполне можно чашу весов манипулятивно посильнее прижать, чтобы весы уравновесили чем-то большим на другой чаше), углубление в изучение Вашей истории для понимания того, как Вами лучше управлять, создание в Вас эмоциональной зависимости от терапевта, изолирование Вас от Вашего круга общения и самореализации в сегодняшнем дне на дополнительные часы, моральный садизм, банальное беспардонное любопытство - когда Вам не помогают интегрировать опыт, а просто слушают сериал о Вашей жизни, еще и уточняют детали, будто следователь, ведущий уголовное дело (не на все вопросы психолога Вы обязаны отвечать, если некоторые кажутся Вам бредовыми, откажитесь от ответа и спросите психолога, а что даст прояснение этого вопроса).

Насилие можно осуществлять не только внешне явно, его вполне можно осуществлять символически, злорадствуя внутри себя во время репрезентации клиентом своего тяжелого опыта. Это будет считываться эмоциональным интеллектом: "Что-то не то...Я тревожусь...Мне сложно доверять...Я не могу расслабиться на сессии, хотя она уже далеко не первая...Что с моим телом? Оно напрягается все сильнее и не расслабляется долго. Почему мне хочется встать и уйти?!"

У психолога-нарцисса, как и у любого нарцисса вообще, есть непреодолимые проблемы с контекстом - с соотнесением получаемой информации и своих приемов и слов с содержанием опыта, запросами и чувствами клиента.

Психолог-нарцисс лучше Вас знает, что Вы чувствуете (он будет, например, оспаривать называемые Вами чувства, убеждать в других, которые, по его мнению, здесь уместны, тогда как должен актуализировать и валидизировать именно Ваши чувства, которые Вам трудно показать, а не свое "ясновидение"), а часто ему вообще наплевать на то, что Вы чувствуете в процессе работы и какие чувства Вам надо помочь разблокировать.

Насторожитесь, если Вашим чувствам во время работы время не уделяется совсем.

Психолог-нарцисс работает на себя, а не на Вас.

И ресурсы вкладывает в себя, а не в Вас.

Как Вы это поймете?

Отчего-то во время терапии Вам будет становится все хуже и хуже ментально, психически, физически, социально. Не нужно ни в коем случае игнорировать нарастающие сомнения в пользе работы и ухудшения в самочувствии.

Хотите еще маркеры?

Стремление вместо создания доверительной, безопасной обстановки шокирующего пространства.

Как?

Очень просто: неуместное, неожиданное использование мата, резкие странные жесты, повышение голоса, обрывание Вашей речи резкое, грубое, уведение Вас в сторону контекста, нужного нарциссу, внушение Вам видения картины Вашей жизни таким, каким видит ее психолог-нарцисс, убеждение Вас в неверности Вашего восприятия себя, других и своего опыта, а также безапелляционные заявления о том, как должны выглядеть Ваши отношения с участниками Вашего травматического опыта сейчас и в будущем.

Психолог-нарцисс лучше Вас знает и понимает, что происходило в Вашем прошлом, что происходит сейчас и как нужно выстроить Ваше будущее с Вашими родителями, детьми, супругами. Он знает, прощать или не прощать Вам обидчиков.

Он даже не постесняется озвучить Вам определенный диагноз (хотя он не врач, даже если клинический психолог) или будет убеждать Вас, что Вы не сумасшедший, когда Вы об этом не спрашивали. Это равносильно тому, что попросить Вас не думать о красной обезьяне. "Не думайте, что Вы сумасшедший!" Получается?

Представьте себе зеркало, которое не просто отражает Вам Вас, Вашу прическу, одежду, лицо, тело, а диктует Вам, как надо выглядеть и даже нападет на Вас, пытаясь переделать, посмеивается над Вами и Вашими словами, спорит с Вами с пеной у рта, о Вашей же, подчеркиваю жизни и Вашем внутреннем состоянии вместо того, чтобы его принимать. Это газлайтинг. Вас учат не доверять себе, а надо бы наоборот.

Может это конфронтация как метод? Нет. Конфронтация должна быть дозированной, разумной, уместной и бережной. Провокация в работе с травмой противопоказана.

Так вот зеркало, которое просто отражает - это нормальный психолог, он дает Вам обратную связь, а Вы и только Вы решаете, что с этим делать.

-3

Психолог-нарцисс хочет сам отрежессировать Вашу жизнь, не погнушавшись даже самым святым - непрошенным проникновением в Ваши ценности и попыткой их исказить.

Он занимает не равную Вам позицию, не позицию заботливого родителя, рядом с которым Вы можете спокойно внутренне довзрослеть, он явно доминирует над Вами и наслаждается этим, всячески подчеркивая свои преимущества перед Вами (любые - социальные, физические, моральные, имущественные, родительские).

Должна ли психотерапия быть комфортной?

Сам процесс бывает очень болезненный, он связан с разблокированием, проживанием и интеграцией тяжелых чувств в опыт. Без этого всего результата не будет.

Но условия, при которых психотерапия возможна, конечно, должны быть доверительными, конфиденциальными, безопасными, предполагать профессионализм и человечность психолога, психотерапевта, возможность открытой обратной связи со стороны клиента о том, что ему не нравится, с чем он не согласен.

С хорошим специалистом Вы будете ощущать, что растете, взрослеете внутренне и становитесь увереннее за счет укрепления внутренних опор, Вы будете замечать изменения в своей жизни и состоянии, и изменения эти по итогу, конечно, должны быть к лучшему.

Время сессии, ограниченное, чтобы не уйти с головой в травматику из реальности сегодня, уши, глаза и вся личность психолога, сонастроенная с клиентом в раппорте (рабочем контакте, общем контексте), а не зацикленная на себе и язык, говорящий и спрашивающий совсем не все подряд, взбредающее в голову специалиста, а только то, что основано на профессиональных знаниях и доводах и поможет клиенту органично вернуться в реальность из травматического опыта - вот арсенал настоящего психолога и психотерапевта.

Доверяйте своему эмоциональному интеллекту и вовремя уносите ноги от такого спеца, как психолог или психотерапевт, если видите в их поведении нарциссические тенденции и еще больше теряете, а не обретаете себя...

-4

Евгения Спиридонова 2023

Автор: Евгения Спиридонова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru