НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ
“И было ко мне слово Господа: «И ты, сын человеческий, представь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя вавилонского, — обе они должны выходить из одной земли, — и начертай руку, начертай при начале дорог в города. Представь дорогу, по которой меч шёл бы в Равву сынов Аммоновых и в Иудею, в укреплённый Иерусалим. Потому что царь вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясёт стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень. В правой руке у него гаданье 'В Иерусалим', где должно поставить тараны, открыть для побоища уста, возвысить голос для военного крика, подвести тараны к воротам, насыпать вал, построить осадные башни. Это гаданье показалось в глазах их лживым, но так как они клялись клятвой, то он, вспомнив о таком их вероломстве, положил взять его. Поэтому так говорит Господь Бог: Так как вы сами приводите на память беззаконие ваше, делая явными преступления ваши, выставляя на вид грехи ваши во всех делах ваших, и сами приводите это на память, то вы будете взяты руками. И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец, — так говорит Господь Бог, — сними с себя диадему и сложи венец — этого уже не будет: униженное возвысится и высокое унизится. Низложу, низложу, низложу — и его не будет, доколе не придёт Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему»” (Иез. 21:18-27).
Стихи 18, 19. Следующим распоряжением было представить две дороги (ст. 18). Иезекиилю было велено поставить дорожный знак (руку), на котором указать, какой дорогой идти мечу. Несущий меч вавилонский (из одной земли) придёт для осуществления двух задач (две дороги для меча). Навуходоносор, подойдя со своим войском, увидел две дороги (ст. 19). Джон Тейлор говорит:
«Слово, наиболее часто употребляемое в данном разделе, — это самое непритязательное еврейское слово сум или сим, которое просто означает “поставить” или “положить” (ст. 19, 20, 22 [дважды]; в переводе оно звучит как “представь” [ст. 19, 20], “поставить” и “подвести” [ст. 22]). Тем не менее, это слово вновь указывает на то, что Иезекииль получает повеление объединить свою весть, излагаемую здесь, с символической инсценировкой продвижения вавилонского царя по дороге в Иерусалим, нарисовав на земле подходящие маршруты движения его войска. Первым делом он должен обозначить дорогу, идущую из Вавилона или, скорее, с севера, в виде перевёрнутой буквы Y, своими зубцами указывающей (соответственно) на Иерусалим и Равву Аммонову. Затем разыгрываются различные гадания царя, стоящего на развилке дорог. Он решает, напасть ли ему на столицу аммонитян (современный Амман) или взять в осаду Иерусалим».
Стих 20. Как бы направляя растерявшегося путешественника, Иезекииль должен представить (“выбрать”; Современный Перевод) дорогу, по которой пойдёт меч. Она ведёт в два чётко обозначенных конечных пункта, и Иезекиилю нужно сделать так, чтобы меч пришёл в оба места.
Стих 21. Дойдя до обозначенной Иезекиилем развилки, Навуходоносор прибег к трём способам гадания, чтобы определить, какой дорогой ему пойти вначале. (1) Он “трясёт стрелы”. На стрелах писали имена или названия мест, встряхивали их в колчане и затем вытаскивали по одной. Какая надпись оказывалась на вытянутой стреле, на то место или человека и падал выбор. (2) “Вопрошает терафимов” (терапим). Это были статуэтки языческих богов, которые использовали как для личного поклонения, так и для решения вопросов, имевших отношение к закону (см. Быт. 31:19-35). Точно неизвестно, как “вопрошали” такого домашнего идола, но, вполне возможно, это был ритуал, в процессе которого ответ давался через ряд “знамений”, устанавливаемых до начала обряда поклонения. (3) “Рассматривает печень” — это гадание по печени животных, древняя практика изучения печени или кишок закланной жертвы. Это распространённое в Вавилоне гадание перешло и в древний Рим. Судя по огромному количеству обнаруженных археологами глиняных моделей внутренностей животных, предсказателей древнего Ближнего Востока специально обучали искусству гадания по особенностям на этих органах. Это единственное место в Ветхом Завете, где упоминается подобная практика.
Стих 22. Даётся ответ: Навуходоносору следует напасть на Иерусалим. Может быть, он вытащил из колчана стрелу с надписью “Иерусалим”. Далее даются инструкции относительно того, какую военную тактику он должен применить. Было ли это тоже частью гадания, не сказано. Навуходоносор должен был...
1. Поставить тараны. Это нужно было для того, чтобы разрушить городские ворота или проломить городскую стену. Таран представлял собой высокую башню с тяжёлым бревном, привязанным к канатам внизу. Бревно с армированным бронзовым наконечником (иногда в форме головы барана) раскачивали взад и вперёд, нанося ею удары по воротам, пока не ослабевали петли или не разбивались доски.
2. Открыть для побоища уста. То есть отдать приказ убивать.
3. Возвысить голос для военного крика. Военачальники должны были призывать воинов храбро сражаться и обеспечить победу.
4. Подвести тараны к воротам.
5. Насыпать вал. Валы из камней и песка насыпались перед городской стеной, чтобы войска могли войти в город или атаковать защитников города.
6. Построить осадные башни.
Стих 23. Это покажется “в глазах их лживым”. Жители Иерусалима не поверят в правдивость “гаданья”, а посчитают, что оно “лживо”. В этом их постараются убедить лжепророки в городе, которые постоянно провозглашали мир. Кроме того, они не поверят в правдивость гадания, так как они клялись клятвой. Эту клятву толкуют так:
(1) Она могла быть частью заключённого с Господом завета. Они не верили, что Он позволит Навуходоносору напасть на них.
(2) Она могла быть мирным договором с Навуходоносором. Хотя сами они нарушили обещания, данные Навуходоносору ранее, теперь они почему-то считали свои отношения с ним прочными. Они не видели причины нападать на них. Ральф Александр пишет:
“Фраза «клялись клятвой» имеет два основных толкования. Некоторые считают, что эта клятва была частью Моисеева завета, потому что Иудея уже нарушила свои договорённости с Навуходоносором и не могла полагаться на них. Другие уверены, что это была клятва при заключении договора с Вавилонией, так как в контексте фигурируют два участника: Вавилония и Иудея. Можно возразить, что Моисеев завет уже был нарушен и потому Иудея не могла полагаться на него. Возможно, аргумент всего отрывка и более раннего выступления пророка против нарушения политических договоров (см. 17:16-18) склоняет чашу весов в сторону договора с Вавилонией. Какую бы точку зрения мы ни приняли, Иудея безосновательно возлагала надежды на договоры, которые сама же и нарушила. Это не обеспечивало никакой безопасности. Иудея заблуждалась. И напротив, Навуходоносор («он») вспомнит вероломство Иудеи и в качестве орудия Божьего гнева истребит народ”.
Стих 24. Бог готов забыть грехи, в которых народ покаялся. Однако те, в которых они не покаялись (и которые добавились), придут Ему на память. Грехи Иудеи были явными. Её преступления были открытыми, все могли их видеть; поэтому она будет “взята руками”. Она может попытаться спастись, но Навуходоносор схватит её.
Стих 25. Упоминается “недостойный, преступный вождь Израиля”. Нечестивый царь Иудеи Седекия назван “преступным”, а в Современном Переводе ещё добавлено, что он будет “убит”. Это исполнилось в 587(6) г. до н.э. Полагают, что Седекия ускорил свой конец, когда попытался заключить союз с Аммоном в надежде, что они вместе сразятся с Вавилоном.
Стих 26. Бог описывает конец монархии (венец) и священства (диадема). (См. Исх. 28:4, 37, 39; 29:6; 39:28, 31; Лев. 8:9; 16:4). Фраза “этого уже не будет” не совсем понятна. Представляется, что это заявление Бога о том, что со снятием венца и диадемы Иудее придёт полный конец — как в политическом, так и в религиозном смысле. “Уже не будет” царей и священников, пока Бог не поставит поистине достойного. Предположительно, это означает: пока Бог не возвратит Свой народ в землю или пока не придёт Христос — Священник и Царь (Зах. 6:12, 13). Божий суд всё смешает. Люди станут действовать так, что “униженное возвысится и высокое унизится”. В плену все занимаемые прежде положения ничего не будут значить.
Стих 27. “Низложу, низложу, низложу” — вот что сделает Бог с городом. Такая постановка фразы в еврейском языке всегда является эмфатической (см. Ис. 6:3; Иер. 7:4). Тройное повторение говорит о том, что Бог полностью уничтожит город и его царя. Так останется до тех пор, “доколе не придёт Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему”. Похоже, это ссылка на Быт. 49:10, где сказано, что на престол взойдёт истинный Божий царь. Если речь идёт о Христе (а никто не может быть в этом абсолютно уверен), то это то воцарение, о котором говорится в Пс. 2. Но в любом случае в этой таинственной фразе всё равно виден проблеск надежды. Ещё не всё потеряно. В конечном итоге Бог отдаст царство более достойному царю.
МЕЧ ХАЛДЕЙСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
“И ты, сын человеческий, изреки пророчество и скажи — так говорит Господь Бог о сынах Аммоновых и о поношении их, и скажи: «Меч, меч обнажён для заклания, вычищен для истребления, чтобы сверкал как молния, чтобы, тогда как представляют тебе пустые видения и ложно гадают тебе, и тебя приложил к обезглавленным нечестивцам, которых день наступил, когда нечестию их положен будет конец. Возвратить ли его в ножны его? На месте, где ты сотворён, на земле происхождения твоего, буду судить тебя: и изолью на тебя негодование Моё, дохну на тебя огнём ярости Моей, и отдам тебя в руки людей свирепых, опытных в убийстве. Ты будешь пищей огню, кровь твоя останется на земле — не будут и вспоминать о тебе. Ибо Я, Господь, сказал это»” (Иез. 21:28-32).
Стих 28. Если аммонитяне думают, что смогут избежать Божьей ярости (носителем которой был Навуходоносор), так как вначале вавилонская армия направилась в Иерусалим, то они ошибаются. Обнажённый и вычищенный меч скоро начнёт свою работу против восточного соседа Иудеи.
Стих 29. Аммон радовался гибели Иудеи, но вожди этого народа были обмануты теми, которые представляют им пустые видения и ложно гадают. Они верили, что смогут напасть на Иудею и победить её. Однако слова “обезглавленные нечестивцы” относятся к убитым Вавилоном, а не Аммоном.
Стих 30. Бог решил на время отложить наказание Аммона. Он велел возвратить меч в ножны его. Причина этой отсрочки не указывается. Неминуемая гибель Аммона произойдёт на их собственной земле. Бог сказал: “На месте, где ты сотворён, на земле происхождения твоего, буду судить тебя” (См. 25:1-7).
Стих 31. Когда, наконец, для Аммона настанет день Божьего суда, они испытают весь огонь Его ярости. Он изольёт негодование и ярость, отдав аммонитян в руки жестокой и разрушительной армии. В 25:4 аммонитяне названы “сынами Востока”; это были жившие в пустыне банды мародёров. Если аммонитяне думали, что Господь был местным иудейским божеством, то они сильно ошибались. Они тоже ответят Судье вселенной.
Стих 32. История свидетельствует, что Навуходоносор действительно вернулся, чтобы завоевать Аммон. Разрушив Иерусалим в 586 г. до н.э., он обратил своё внимание на Аммон. В 581 г. Навуходоносору удалось разрушить главный город аммонитян, Равву. И хотя погибли не все аммонитяне (они всё ещё существовали во времена между двумя заветами), в конце концов они вымерли. Сегодня такой национальности нет. Тейлор говорит:
“Их конечная судьба будет хуже судьбы Израиля и даже Египта, ибо о них не будут и вспоминать. Для семита ничто не могло быть ужасней: никакой надежды на восстановление, никакого продолжения в последующих поколениях, никакого памятника, ни даже просто памяти. Полное забвение”.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД