Найти тему

"МАУГЛИ", ИЛИ КАК Я УЧИЛА ДЕТЕЙ «ЛЕТАТЬ»

Я уже писала про свою шумную соседку Аню в Крыму. Половину своих окриков она адресовала своему ребенку, на слух – мальчишке лет 10ти:

- Куда пошел? Вернись!

- Дай сюда, сказала!

Эти и прочие «слова» неслись в наше окно каждый вечер, и навевали грустные размышления.

Сейчас он мал, и она может ему приказывать – он живет так, как удобно ЕЙ.

Это ведь родителям только кажется, что мы ограничиваем своих детей для ИХ счастья.

По факту, чаще всего мы это делаем ДЛЯ СЕБЯ:

- потому что мне страшно за своего ребенка,

- потому что я устала и у меня нет сил его уговаривать, проще приказать,

Да и вообще, научить, мотивировать, договориться – сложнее, чем рявкнуть.

Типа, веди себя как человек.

В моменте.

И никто не думает, что будет потом.

Что едва он станет с нами одного роста – как поймет, как Маугли:

- Ты столько раз говорил мне, что я Человек – наконец, я и сам поверил в это.

И захочет жить по СВОИМ желаниям.

У нас это называется подростковым кризисом.

А по факту во многом к родителям просто вернется бумерангом их отношение к ребенку все предыдущие годы:

чем больше они его ограничивали – тем сильнее будет протест.
И чем нелепее были эти ограничения – тем разрушительнее будет его «самовыражение».

И ладно эта Аня.

Но ведь как часто мы буквально воспитываем тревожность в своих детях «обычными» словами:

- доедешь – позвони,

- не ходи туда гулять, гуляй во дворе, чтобы я видела…

Да что там!

Когда мои дети поступили одна в художественное училище на скульптора, а второй - в театралку на режиссера муз.театра, им даже их друзья (!!!) хором и день за днем говорили, что они это сделали зря, что будет трудно найти работу и все такое.

Полгода (и это не метафора) я каждый вечер зализывала такие их раны.

Каждый день.

Радовалась тому, как вовремя уволилась, и у меня есть время.

И поражалась тому, сколь многим есть дело до того, чтобы вешать свои страхи на моих детей, лезть не в свое дело и жить чужой жизнью – из самых лучших чувств!

А когда сын собрался сначала автостопом по Европе, а затем в Южную Америку?

Он и сегодня говорит, что его поддержали только родители.

ТОЛЬКО! Остальные снова накачивали своими страхами.

Господи, да отчего же мы так пугливы?

Откуда эта робость ЖИТЬ и проявлять себя в жизни?

Первые 5 школьных лет мои дети все забывали: сделать домашку, взять дневник, спорт.форму… И вечно приносили замечания и двойки.

И все 5 лет в школе мне как маме публично «ставили на вид» и требовали, чтобы я своих детей проверяла.

А я отказывалась и говорила, что школа – это их жизнь и ответственность. Что не понятно – объясню, но проверять не буду. Не хочу бить их по крыльям – пусть лучше снова и снова учатся летать сами.

И следующие пять лет меня и еще одну маму… ставили всем в пример.

Потому что у нас – дети самостоятельные.

А остальные без мам не делают ни фига.

А мы сидели с этой мамой и каждый раз дивились тому, что они сами не замечают, что сначала призывали родителей подавлять своих детей – а теперь желают видеть их самостоятельными. Где логика-то?

Нет. Я мыслю не так.

Если я хочу своему ребенку высокого полета – я не должна все детство «летать с ним в связке», как с начинающим парашютистом летает инструктор.

Захотел – пошел сам.

Страшно самому и просит помощи – пойду вместе.

Но только столько раз, сколько ОН просит. А не столько, сколько мне кажется «надо».

Потому что первый раз на секцию к инструктору пойти с мамой можно.

И во второй.

Но если пойти с ребенком и в третий, даже когда он не просит – то как он потом будет искать работу и ходить на собеседования?

Если я буду диктовать ему секции – он не будет пробовать сам находить занятия «какие нравятся»

Как потом он будет искать работу по душе?

Если он гуляет «где маме не страшно» - как он сможет искать себя в большом мире?

Дети никогда не гуляют там, до чего не доросли.

Недавно я пыталась убедить своего внука прокатиться с горки на площадке – и не смогла: ему было страшно! Он не был готов.

И я помню сына, которому на его «я сам!» предложила выбрать рубашку из двух. Мне кажется, у него голова даже заболела от того, сколь трудное решение я предложила ему принять.

Я ничего такого не делаю.

Просто наблюдаю: за внуками, за детьми...

Даю им свободу – и наблюдаю.

И тогда легко вижу границы их готовности «расширять себя».

И всегда изумляюсь тому, насколько они здравы и взвешены.

Тогда доверяется - словно само собой.

И получается отпускать.

Отпускать – чтобы они учились Летать...