Я уже писала про свою шумную соседку Аню в Крыму. Половину своих окриков она адресовала своему ребенку, на слух – мальчишке лет 10ти:
- Куда пошел? Вернись!
- Дай сюда, сказала!
Эти и прочие «слова» неслись в наше окно каждый вечер, и навевали грустные размышления.
Сейчас он мал, и она может ему приказывать – он живет так, как удобно ЕЙ.
Это ведь родителям только кажется, что мы ограничиваем своих детей для ИХ счастья.
По факту, чаще всего мы это делаем ДЛЯ СЕБЯ:
- потому что мне страшно за своего ребенка,
- потому что я устала и у меня нет сил его уговаривать, проще приказать,
Да и вообще, научить, мотивировать, договориться – сложнее, чем рявкнуть.
Типа, веди себя как человек.
В моменте.
И никто не думает, что будет потом.
Что едва он станет с нами одного роста – как поймет, как Маугли:
- Ты столько раз говорил мне, что я Человек – наконец, я и сам поверил в это.
И захочет жить по СВОИМ желаниям.
У нас это называется подростковым кризисом.
А по факту во многом к родителям просто вернется бумерангом их отношение к ребенку все предыдущие годы:
чем больше они его ограничивали – тем сильнее будет протест.
И чем нелепее были эти ограничения – тем разрушительнее будет его «самовыражение».
И ладно эта Аня.
Но ведь как часто мы буквально воспитываем тревожность в своих детях «обычными» словами:
- доедешь – позвони,
- не ходи туда гулять, гуляй во дворе, чтобы я видела…
Да что там!
Когда мои дети поступили одна в художественное училище на скульптора, а второй - в театралку на режиссера муз.театра, им даже их друзья (!!!) хором и день за днем говорили, что они это сделали зря, что будет трудно найти работу и все такое.
Полгода (и это не метафора) я каждый вечер зализывала такие их раны.
Каждый день.
Радовалась тому, как вовремя уволилась, и у меня есть время.
И поражалась тому, сколь многим есть дело до того, чтобы вешать свои страхи на моих детей, лезть не в свое дело и жить чужой жизнью – из самых лучших чувств!
А когда сын собрался сначала автостопом по Европе, а затем в Южную Америку?
Он и сегодня говорит, что его поддержали только родители.
ТОЛЬКО! Остальные снова накачивали своими страхами.
Господи, да отчего же мы так пугливы?
Откуда эта робость ЖИТЬ и проявлять себя в жизни?
Первые 5 школьных лет мои дети все забывали: сделать домашку, взять дневник, спорт.форму… И вечно приносили замечания и двойки.
И все 5 лет в школе мне как маме публично «ставили на вид» и требовали, чтобы я своих детей проверяла.
А я отказывалась и говорила, что школа – это их жизнь и ответственность. Что не понятно – объясню, но проверять не буду. Не хочу бить их по крыльям – пусть лучше снова и снова учатся летать сами.
И следующие пять лет меня и еще одну маму… ставили всем в пример.
Потому что у нас – дети самостоятельные.
А остальные без мам не делают ни фига.
А мы сидели с этой мамой и каждый раз дивились тому, что они сами не замечают, что сначала призывали родителей подавлять своих детей – а теперь желают видеть их самостоятельными. Где логика-то?
Нет. Я мыслю не так.
Если я хочу своему ребенку высокого полета – я не должна все детство «летать с ним в связке», как с начинающим парашютистом летает инструктор.
Захотел – пошел сам.
Страшно самому и просит помощи – пойду вместе.
Но только столько раз, сколько ОН просит. А не столько, сколько мне кажется «надо».
Потому что первый раз на секцию к инструктору пойти с мамой можно.
И во второй.
Но если пойти с ребенком и в третий, даже когда он не просит – то как он потом будет искать работу и ходить на собеседования?
Если я буду диктовать ему секции – он не будет пробовать сам находить занятия «какие нравятся»
Как потом он будет искать работу по душе?
Если он гуляет «где маме не страшно» - как он сможет искать себя в большом мире?
Дети никогда не гуляют там, до чего не доросли.
Недавно я пыталась убедить своего внука прокатиться с горки на площадке – и не смогла: ему было страшно! Он не был готов.
И я помню сына, которому на его «я сам!» предложила выбрать рубашку из двух. Мне кажется, у него голова даже заболела от того, сколь трудное решение я предложила ему принять.
Я ничего такого не делаю.
Просто наблюдаю: за внуками, за детьми...
Даю им свободу – и наблюдаю.
И тогда легко вижу границы их готовности «расширять себя».
И всегда изумляюсь тому, насколько они здравы и взвешены.
Тогда доверяется - словно само собой.
И получается отпускать.
Отпускать – чтобы они учились Летать...