Мы можем согласиться, что кино влияет на наши эмоции. Воздействует игра актеров, сценарий. Возможно – грим или музыкальное сопровождение.
Мало кто задумывается, что в первую очередь наши эмоции зависят от искусства монтажера.
Так что пришло время поговорить об эффекте Кулешова. Он смонтировал изображение актера Мозжухина с одним из трех кадров – тарелка супа, девочка в гробу и красивая девушка.
Выражение лица у актера было одно и то же. Однако зрители, в зависимости от расположенной рядом картинки, считали, что актер изображает голод, скорбь или вожделение.
Мы с детства привыкли видеть во всем причину и следствие. Процесс обнаружения логических связей работает на автомате. Поэтому тяга нашего мозга к тенденции "все объяснять", легко побеждает игру актера. Точнее – мешает распознаванию настоящих эмоций, которые испытывают другие люди.
Кулешов не ставил строгий психологический эксперимент. Но выявил одно из самых распространенных заблуждений причинно-следственной связи «после – значит впоследствии». Из него рождаются почти все суеверия: упала ложка - кто-то придет, черная кошка - к несчастью.
Поэтому – думаем не только о своей рекламе, но и о контексте, в котором она демонстрируется.
Так, в свое время реклама «Афобазола» в перерыве передачи “Лекарства. История всероссийского обмана” – оказалась не самой лучшей идеей. Равно как и “Max Factor”, рекламирующий себя в ходе передачи “Контрольная закупка” с критикой косметической продукции.
© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.
Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.
Веду блог "Психология Макетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 150 000+ подписчиков уже в курсе.
Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится.