Это только кажется, что в собственном дачном садике все знакомо/изведано спланированно/ожидаемо.
Нет, тут всегда есть место сюрпризам, неожиданным встречам, новым впечатлениям. Чуть-чуть только заинтересованной внимательности/наблюдательности.
Вот кузнечика заметил, зеленого. Вид, широко распространенный в России и вполне обычный в Подмосковье. Раньше и у меня на даче встречался постоянно. А последние годы хорошо если раз за сезон увижу. На глазах становится редкостью. Потому что пести- и гербициды, газонокосилки, распущенные кошки, зарегулированная не-зелень – никакого дикого житья. Так что встреча приятная – жив еще, курилка!
Но тут надо различия понимать. Во второй половине лета, если солнечным днем оказаться на открытом, поросшем разнотравьем месте, еще не погубленном урбанизацией, окунаешься в разноголосье пения-стрекота. Привычно считается – кузнечики. Но нет – это все разнообразные кобылки радуют радостью жизни. А они – ну просто вообще не кузнечики. И те, и другие относятся к отряду прямокрылых – да. Но и всё! Подотряды уже разные: кобылки – короткоусые (вместе с саранчой), а кузнечики – длинноусые (кроме них всем знакомы еще длинноусые – сверчки).
Кобылки милые и разнообразные, но мелочь, чего с них взять – насекомые. А кузнечики солидные, тяжелые, внушительные, с какой-то кажущейся индивидуальностью – животные!
В детстве интересом к этим выразительным существам меня заразил Жан-Анри Фабр, точнее сказать – его книга «Жизнь насекомых». Хотя уверен, что и не будь эта книга моей настольной, я бы все-равно не упустил бы возможности поближе знакомиться с кузнечиками. Только не был бы к этому знакомству так подготовлен.
Но я был, подготовлен. Поэтому отловленных на моей детской даче кузнечиков я содержал во вполне подходящем террариуме с толстым слоем земли, какими-то природными растениями, имитацией водоема.
Наблюдать за кузнечиками в террариуме ничуть не менее интересно, чем за аквариумными рыбками. Как они охотятся на разную добычу (настоящие кузнечики – хищники и трупояды, «он ел одну лишь травку» - беззастенчивая ложь). Как они смакуют на десерт спелые земляничины и нежные салатоподобные росточки. Какие у них непростые взаимоотношения с откусыванием друг у друга разных органов и с поеданием трупов сородичей.
Индивидуальная жизнь кузнечика, по нашим меркам, мимолетна. Осенью все они прощаются с жизнью, а зимуют только их яички, отложенные самкой прямо в землю. Для этого у кузнечихи есть внушительный саблевидный яйцеклад, который она вонзает глубоко в грунт так что яички оказываются в толще земли.
Весной из них вылупляются личинки, которые несколько раз линяют, прежде чем из нимфы на свет появится настоящий кузнечик с настоящими крыльями.
Вот он-то и станет петь трелями, эффектно взлетать, стрекоча крылышками, устраивать брачные игры. Правда, всего каких-нибудь 2-3 месяца.
Сегодня встреченный – предметаморфозная нимфа: сам крупный, но крылышки еще зачаточные, и безусловный самец: никакого вторичнополового признака яйцеклада (а яйцеклад настолько ответственный орган, что хорошо сформирован и у нимф).
Надеюсь, не единственный он в саду. И будет потомство, и будут еще волнующие встречи с длинноусым-настоящим.