Рассуждение про фильмы на дьявольскую тему
На мистико-детективный триллер “Девятые врата” (The Ninth Gate) Романа Полански я вышла через возникший интерес к творчеству испанского писателя Артуро Переса-Реверте (Arturo Pérez-Reverte Gutiérrez). Я двигалась по цепочке: Сорен Свейструп (Søren Sveistrup) с “Каштановым человечком”, Жан-Кристоф Гранже (Jean-Christophe Grangé) с “Багровыми реками”, Роберт Гэлбрейт (Robert Galbraith/J. K. Rowling) с “Зовом кукушки”, Франк Тилье (Franck Thilliez) с “Головоломкой”.
Видимо, с Джоан Роулинг у меня не складывается ни с одной из её пишущих сторон – объёмная вселенная Гарри Поттера не вошла в список тех историй, которые бы я хотела перечитать (но мне нравится единственная экранизация первой книги “Гарри Поттер и философский камень”/Harry Potter and the Sorcerer’s Stone, и было любопытно посмотреть специальный эпизод Harry Potter 20th Anniversary: Return to Hogwarts).
Остальные из вышеперечисленных авторов и их произведения меня затронули. Пусть слога Реверте я не знаю (в отличие от остальных), только посмотрев экранизацию, но мне определённо захотелось прочитать роман “Клуб Дюма, или Тень Ришельё” (El club Dumas o la sombra de Richelieu), который положен в основу сценария. Конечно, на экране фильм получился другим. Тем лучше. Значит, не все загадки были разгаданы Романом Полански (Roman Polanski).
Сюжет фильма
Дин Корсо (Джонни Депп) – талантливый аферист в сфере торговли и перепродажи раритетных изданий. Он знает в них толк, может отличить подделку от оригинала, умеет найти слова для владельцев этих богатств, чтобы выкупить коллекцию за бесценок.
У него есть прочные выгодные связи в этом мире – он дружит с хозяином лавки редких книг Берни и с богатейшим коллекционером изданий книг о дьяволе, профессором Борисом Балканом (Фрэнк Ланджелла).
Балкан купил самую загадочную книгу за авторством издателя Аристидия Торки “9 Врат в царство призраков” (De Umbrarum Regis Novum Portis). Таких книг всего три в мире, и ему нужно заполучить остальные. Уникальность томов в том, что Торки писал их в сотрудничестве с самим Сатаной, за что его и судила Святая Инквизиция, после чего сожгла.
Балкан поручает Корсо отправиться в Европу, провести расследование, чтобы убедиться в подлинности именно его экземпляра, доставить ему два тома из частных коллекций, сколько бы то ни стоило. Дин Корсо принимает предложение, потому что “верит в свой гонорар”. Но на пути к разгадке ему постоянно будет что-нибудь мешать и что самое необыкновенное – помогать (встретится незнакомка с сияющими зловещим светом глазами в исполнении Эммануэль Сэнье).
Заметки о фильме после просмотра
В 1968 году вышел психологический, или точнее – параноидальный, триллер Романа Полански "Ребёнок Розмари" (Rosemary's Baby), в котором раскрывается тема дьявола. Фильм получился контрастным – он красивый визуально, мягкий и приятный глазу, но под всем этим скрывается тьма. И это было гениальным режиссёрским ходом – скрыть истинный смысл сюжета под красивым визуалом, тьму под мягким светом.
В 1973 году Уильям Фридкин выпускает “Изгоняющего дьявола” (The Exorcist), в котором показано, наверное, самое лучшее воспроизведение присутствия дьявола среди живущих. От того, что его нет на экране, а есть лишь осознание, что он вселился в живого человека, ещё более зловеще, чем визуальное воспроизведение.
В 1976 году Ричард Доннер представил свою историю о приходе Антихриста на Землю в “Омене” (The Omen). Он поставил главного героя перед выбором – убить сына, чтобы спасти мир. Роберту Торну (в исполнении Грегори Пека) было несладко на этом месте.
На фоне выше перечисленных фильмов на схожую тему “Девятые врата” выглядит очень попсовым, развлекательным. Он не пугает, не внушает ужас. Страшный он условно – потому что заявлено в описании о цели Дина Корсо, который должен разобраться с подлинностью томов 1666 года, написанных предположительно в сотрудничестве с Сатаной. Этот фильм прежде всего увлекательный – за счёт динамичности приключений главного героя, раскрытия информации о редких изданиях, людей, которые посвящают свою жизнь не просто коллекционированию книг, но сужают тему до самого Дьявола (не так уж это распространено).
В “Изгоняющем дьявола” ничего не проговаривается открыто, в нём именно детали играют важную роль: ужас в нём показан через прибытие поезда (отсылка к Люмьерам с их первым фильмом, напугавшим зрителей), через реплику в диалоге между двумя гостями на вечеринке, когда один говорит, что играл в боулинг с Геббельсом, через пролог в Ираке, в котором местный житель смотрит в камеру, а его глаз с бельмом (и это отсылка к одержимости), через жужжание в доме (странный звук, тревожащий актрису Крис Макнил).
В “Ребёнке Розмари” и “Омене” призрачно позитивные развязки. В одном мать всё же видит своего сына Адриана и качает его колыбель, хотя, по сути, она угождает в ловушку; во втором Дэмиен не погибает – Роберт так и не смог поднять на него руку, полиция даже помешала в последний момент, и в итоге финальный эпизод подтверждает пророчество из книги, что ребёнок дьявола вырастет в мире политиков, когда Дэмиен стоял рядом с Президентом, держа его за руку.
Если “Изгоняющий дьявола” ставит прямой вопрос о существовании Бога, "Ребёнок Розмари" выдаёт тезис о том, что доброта рождает монстра, “Омен” раскрывает саму суть дьявола – откуда берёт исток зло и почему его не видно сразу, то “Девятые врата” отлично развлекают, показывая, как обаятельный аферист (а Джонни Депп здесь правда отлично исполнил свою роль) всё глубже погружается в мир одержимых дьяволом, причём не в прямом понимании, а в плане увлечённости предметом искусства.
Для Бориса Балкана было важно встать в один ряд с Князем Тьмы, присягнуть ему (но не понятно, зачем, ведь он и так был безбожно богат и властен), хозяйка “Фонда Кесслер” баронесса Фрида Кесслер в 15 лет лицом к лицу, по её словам, встретилась с Дьяволом и после этого стала исследовать его, даже собрала впечатляющую коллекцию книг о нём и наконец приступила к написанию книги о самом Дьяволе и встрече с ним. “Орден Серебряного Змея”, тайное общество, куда входят все эти богатые люди, ежегодно собирается в замке, чтобы воскресить Сатану.
В триллере “Девятые врата” наличие (или присутсвие) дьявола воспринимается как артефакт, и, если выражаться современным языком, то Борису Балкану и иже с ним тома Аристида Торки были нужны как лимитированные фигурки Funko POP! кого-нибудь из “Атаки титанов”, например. Просто, чтобы получить. Иных веских причин для обладания такими вещами я не поняла.
Но всё это не портит фильм, всё это просто делает его проще для восприятия. При всём этом он остаётся интересным, напряжённым и загадочным. Сверхредкий манускрипт Аристида Торки De Umbrarum Regis Novum Portis – и автор его и сам том – являются придумкой писателя Переса-Реверте. То есть это настоящая детективная история с вымышленными элементами, чтобы создать максимально увлекательный сюжет. На фоне вымысла писателя известная идея о дьяволе (его сила заключается в виртуозном трюке, с помощью которого он убедил весь мир, что не существует) смотрится крайне выигрышно. Считается, что в книге “Девять врат” содержится головоломка, разгадав которую можно вызвать дьявола. По-моему, очень интересно.
То, что это в первую очередь развлекательный аттракцион и детектив, задаётся с первых планов. Богатый мужчина Эндрю Телфер, один из обладателей загадочного тома Аристида Торки, пишет что-то за столом в своей домашней библиотеке, явно собираясь совершить отчаянный шаг после этого, потому что на его намерения настоятельно намекает плавно двигающаяся камера Дариуса Хонджи. Она останавливается на кожаном табурете, чтобы отмести сомнения в принятом мужчиной решении, и указывает на верёвку, свисающую с люстры. После отчаянного шага Телфера камера продолжает свой уже немного подрагивающий ход, словно подчёркивая раскачивания тела в петле, по его богатой библиотеке, чтобы обнаружить на полке среди плотно расставленных книг недостающий том. Зрителя бросают в загадочный мир редких книг и сразу заставляют думать, что же случилось. Мне понравилось, что с помощью книг обыграли метафору врат. Камера “ныряет” как во врата между дорогими изданиями на полке, и начинаются титры. Это отсылает к погружению Дина Корсо в расследование загадки Торки, скрытой на страницах его совместного с Сатаной творения.
Потом зрителя знакомят с Дином Корсо, показывая его прагматичным, жёстким дельцом, кого не трогают никакие внешние обстоятельства, если он видит, что сможет заработать. Корсо уверенно, на глазах у растерянной пары, “крадёт” четыре тома редкого издания Don Quixote 1880 года всего за 4200 долларов. А чтобы зритель не сомневался, кем является главный герой истории, в следующем кадре он наталкивается на своего коллегу в области редких изданий, который раздражённо называет Корсо стервятником. Но того оценка не задевает, потому что “в нашем деле иначе никак, там и тебе хватит”, отзывается он. И попрошайкам на улице он тоже не подаёт.
Сами истории, стоящие за появлением на свет многостраничных редкостей, Дина не интересуют, для него это просто охота за наживой. Это становится очевидным, когда он засыпает на лекции профессора Бориса Балкана о демонах в средневековой литературе. Балкан рассказывает, что в 1580 году Жан Боден (Jean Bodin) предпринял попытку классифицировать степени восприятия зла (что-то в этом роде) в книге La Démonomanie des Sorciers и он одним из первых употребил такое понятие как “колдун”: это человек, знающий законы Божьи, стремится жить посредством выгоды от договора, заключённого с дьяволом, и он держал при себе помощника (котов или жаб), в котором, по его мнению, находились сверхъестественные силы.
Пусть Корсо и спал, но будто бы в подтверждение слов лектора Балкана в зале находилась таинственная незнакомка (Эммануэль Сенье) в разного цвета носках, и она так и не назвала своего имени, объяснив это тем, что Корсо (и зритель) сами должны знать.
С этого момента и начинают выстраиваться детективные линии с мистическим налётом, который делает их увлекательнее. Это – зашифрованные эстампы в книгах Торки, повторяющиеся сюжеты с их страниц в реальной жизни – лица и способы гибели владельцев томов, татуировка в виде змеи на бедре жены покойного Телфера, демоническое сияние зелёных глаз незнакомки. Думаю, что на свете важно сделать основной акцент. Корсо в библиотеке ищет информацию, которая должна помочь ему в расследовании с Торки, и в одной из книг находит рисунок с надписью Sic Luceat Lux (Пусть засияет свет). То есть “свет” идёт сквозным мотивом.
Это не просто так, потому что Люцифер (Сатана, Дьявол, Князь Тьмы), которым одержимы богачи в этом сюжете, – это и есть несущий свет, Lux – это “свет” на латыни. Да, в этом фильме нет такого витиеватого осмысления зла среди людей, как в фильмах, которые я вспомнила выше, но в нём создаётся ощущение потустороннего хотя бы через элементарные упоминания мистических событий в жизни. Присутствие дьявола здесь идёт через помыслы людей, стремящихся к наживе и переступающих через других, через страстное изучение Дьявола (Балкан является профессором и читает лекции, а Фрида Кесслер пишет книгу и сама видела его в юности), ведь ученье – это свет (как иронично).
Незнакомка читает книгу How To Win Friends & Influence People (Как заводить друзей и оказывать влияние на людей) в эпизоде, когда Корсо прибыл в Португалию за первым томом. Это стало той деталью, которая меня натолкнула на мысль, что в этой девушке кроется потусторонняя сила. Я посчитала, что это Лилит. Это вполне себе может быть правдой. У живописца Джона Кольера (John Collier) есть картина Lilith, которую он сделал в 1887 году. На ней обнажённая блондинка, обвитая змием-искусителем, стоит на траве. Во-первых, сам режиссёр мог сослаться на эту картину, чтобы сделать комплимент своей жене, актрисе Эммануэль Сенье, исполнившей эту загадочную роль в его фильме. Её красота является оружием, её очарование смертоносно. Так было в “Горькой Луне”, так это остаётся и здесь.
Во-вторых, по силуэту картина напоминает рисунок с надписью Sic Luceat Lux в фильме. Связь между этими элементами намекает на присутствие дьявола.
Так что в незнакомке, следуя этим деталям, есть связь с ним. И отсылка через книгу в её руках к способности управлять людьми также подтверждает наличие в ней недюжинной силы, способной влиять на окружение. Более того, незнакомка, предположительно Лилит, постоянно придерживалась стороны Дина Корсо, который выполнял задание Бориса Балкана по добыче томов Торки. Это тоже даёт понимание того, кем она может быть – опираясь на информацию из лекции Балкана, что колдуны держат при себе помощника. Она вполне может оказаться этим самым помощником, а Дин Корсо – колдуном, или дьяволом (хотя сам он этого факта для себя не определял, хотя действовал методично, холодно и жёстко). Лилит – это “ночь”, “ночная” в шумерском языке, а Дин, условно Люцифер – это “свет”, то есть они образуют союз из света и тьмы. Финальная сцена об этом явно говорит.
Итак, фильм мне понравился, я поняла, что творчество Романа Полански мне всегда было симпатично, только по какой-то неизвестной причине я этого не осознавала. Он умеет работать с любыми темами, придавая им сексуально-провокационный оттенок. И выглядит это не пошло, а интеллектуально. Однозначно, нужно прочитать романы Артуро Переса-Реверте “Клуб Дюма, или Тень Ришельё” и “Фламандскую доску” (хотя его экранизация меня оставила равнодушной).