Найти тему
Шкатулка с историями

Единственный полководец, которого они не бросают, это успех...

Продолжим знакомство с классикой Голливуда. Сегодня оборзим, то бишь обозрим - "Клеопатру" с Элизабет Тейлор, часть 2.

Обзор первой части тут.

Замысел режиссера, Джо Манкевича, состоял в том, чтобы рассказать историю Клеопатры в двух актах. Цезарь и Клеопатра. И Антоний и Клеопатра.

В первой части мы узнали, как египетская Цирцея превратила великого римлянина Цезаря в простого Аленя. Во второй же части... Да ладно, никакой интриги тут нет. Во второй части в Аленя превращается Марк Антоний.

Но если сохатый Цезарь порядком раздражал, то с Антонием дело обстоит немного иначе. Он, конечно, то еще жЫвотное... Но мы в ответе за тех, кого приручили. И Клеопатра в конце понимает это с пугающей ясностью.

Но обо всем по порядку.

-2

Фильм начинается с того, что Клеопатра, на золоченой галере со свитой полуодетых нимф, приплывает к Антонию - чтобы его соблазнить. Она даже не делает из этого секрета. Соблазняет нагло, беззастенчиво, в лоб.

-3

И богачествами, и пивом и снедью, и зажигательными танцами нимф... А главное, Клеопатра с разбегу прыгает Антонию на больную мозоль - надавливая на его чувство неполноценности перед Цезарем. Вечно второй. Вечно правая рука. А хочется-то быть первым.

Но Клеопатра сразу показывает, кто тут финальный босс даже после смерти - она якобы не расстается с ожерельем, выполненным из монет с изображением Лысого.

Придушить бы тебя этим ожерельем
Придушить бы тебя этим ожерельем

Разумеется - сорвать это монисто и выкинуть его куда подальше, естественное желание Антония.... И Клеопатра в ту же ночь милостиво дозволяет ему "победить" покойного.

Но к своему сожалению, сама попадает в ловушку.

-5

С Цезарем они оба были игроки, оба умели играть и наслаждались игрой. И Клеопатра в этой игре побеждала (пока Цезарю не надели шахматную доску на голову).

-6

А сила Антония не в расчетливости, а в искренности. Конечно, и слабость тоже. Но все же... как играть в игры, когда на тебя наивно смотрят голубые глазенки английского алкоголика Бертона Марка Антония?

-7

Клеопатра все-таки не была злыдней. Ничто человеческое ей было не чуждо, как говорится.

И когда Антоний, дабы сохранить мир, вынужден жениться на Октавии - Клеопатра в бешенстве. И злится она на саму себя, конечно. Игра, которую она забросила ради Антония, важнее любых чувств - понимает она.

И совершает роковую ошибку. Требуя от Антония подчиниться, дать ей то или это - она не из алчности действует, а лишь, чтобы убедиться - что нить игры не упущена. Все под контролем.

-8

Но ей противостоит куда более искусный игрок, Октавиан Август. Чей разум уж точно не затуманен чувствами - и конечно, в политической игре этот искусственный интеллект побеждает людей. (да и, откровенно говоря, в военной тактике Клеопатра - полный ноль, а свое мнение имела)

Развязку вы конечно знаете.

Лишь в конце, понимая что и партия, и игра проиграны, Клеопатра позволяет себе немного побыть просто женщиной, которая любит и любима.

В фильме меня очень впечатлили пара сцен - в конце первой части Манкевич показывает финал битвы при Филиппах, Антония, стоящего перед телом Брута. На его речь легионеры отвечают ритмичным гулом ударов мечами о щиты. Очень впечатляюще. Понимаешь, что Брута покарал сам Рим.

Но тот же пугающий гул Антоний слышит еще раз, годы спустя. Но уже не он дирижер этого оркестра. Его легионы бросили его, и гул раздается в бесплодной пустыне - Антоний совсем один, а за песками Октавиан со своими войсками. Вернее, там стоит сам Рим - и теперь он пришел по его душу.

-9

Первая часть, наверно, более гладко сделана, легче смотрится. Вторая - очевидно пострадала от грубого монтажа. Но драматургически второй фильм гораздо сильнее, да и снят круто - та же битва при Акции показана весьма богато (не знаю уж, насколько достоверно - хотя, думаю, да) В общем, думается, плохая оепутация фильма - как тупого голливудского аттракциона, аесьма не заслужена. Нужно лишь избавиться от предубеждений и смотреть кино свежим взглядом.

PS. Фразу из заголовка произнесла Клео, имея в виду, что она знает римлян. И что тут скажешь... Клеопатра была права.

PPS. Весьма ощутимое слабое место фильма в том, что между Бертоном и Тейло нет "химии". Вообще. Удивительное дело, учитывая, что их роман завязался на съемках. Но их лучшие сцены - те, где они по отдельности.