Найти в Дзене

Олег Ефремов считал, что театр – не место для зарабатывания денег. Можно ли сегодня с этим согласиться

Я тут прочитала, что недавно в театре «Современник» был реализован проект к 95-летию Олега Ефремова с броским названием «Хочу как О.Н.».

Неплохо, правда? А чего хотели?

Оказывается, хотели использовать методику работы Олега Ефремова – подобрать «ключ» к каждому артисту и соединить его с режиссёрской волей.

Понимаю. Люди пытаются возродить то, что на театре почти потеряли. Ефремовское любовное отношение к актёрам, понятие «театр-дом», тесные, почти родственные отношения единомышленников в театре.

Олег Ефремов в гримерке
Олег Ефремов в гримерке

Что-то, наверное, получится в «Современнике». Дай Бог. Им тяжело после ухода Волчек.

Я же, в принципе, рада тому, что «дети» не забывают об опыте «отцов». И то, что помнят Олега Ефремова (1927-2000). Он оказал огромное влияние на наш театр.

Личностью своей. Мерой таланта. И тем, что не боялся рискнуть и пойти против ветра.

Поэтому сегодня «хотеть» мало. Сегодняшний день быстрый и предполагает для муз многостаночность. Сериалы, ток-шоу, интервью на разных платформах. Сложно актёрам. Надо успеть. Да и заработать. Деньги, извините, никто пока не отменял.

Актеров-то понять можно, а нам, обывателям, рекламное актерское мельтешение только минусует их в творчестве.

Ефремов считал, что нужно «жить в театре» все время. С утра до вечера. Утром – репетиция, вечером – спектакль. Штрафовал за опоздания. Лилия Толмачева любила опоздать и часто платила три рубля. Деньги шли на конфеты женщинам в театре.

Работа над спектаклями
Работа над спектаклями

Кстати, актёры в ещё ефремовском «Современнике» должны были все каждый день присутствовать на репетициях. Даже если ты в массовке. Сидели, смотрели, впитывали. Никто не спорил.

Людмила Иванова вспоминала, что однажды просто провалилась в сон от усталости. Когда крикнули: «Иванова! На сцену!», то она подскочила и упала. Сломала два ребра. В больнице рыдала, что через четыре дня прогон.И с перебинтованными рёбрами приехала в театр.

Что характерно, Ефремов принял как должное. И распорядился, чтобы актрисе за кулисами поставили раскладушку для отдыха. И играла Иванова в результате со сломанными рёбрами.

С Евгением Евстигнеевым
С Евгением Евстигнеевым
С Ниной Дорошиной
С Ниной Дорошиной

Но что спектакль! Все подчинились Ефремову и в том, что и свободное время нужно тоже целиком посвящать театру. Праздники – только вместе.

Он почти не отпускал актёров на волю.

Считал, что и жениться надо «на своих». Сейчас не буду писать, как это реализовалось. Ефремов–Покровская, Табаков–Крылова, Волчек–Евстигнеев, Дорошина–Даль… тут истории незабываемые. И непростые. Но все свадьбы играли вместе, «с коллективом».

Интересно, что однажды в «Современник» позвали гипнотизера. Тогда это был ещё никому не ведомый Анатолий Кашпировский.

Все хотели избавиться от вредных привычек. Кто-то похудеть хотел, кто-то от седины избавиться.

Смешно, но гипнозу поддались все. Кроме Ефремова. В зале спячка, а Ефремов смеётся. Такой был, не как все.

В фильме "Здравствуй и прощай", 1972 год
В фильме "Здравствуй и прощай", 1972 год
-6

Не любил Ефремов и то, что теперь необыкновенно распространено: антрепризы. Он же считал, что театр – семья, а изменять ей нельзя. Можно ли сегодня это принять? Вряд ли.

Актёра не ноги, а антрепризы кормят.

Готовя новый спектакль, Ефремов «погружал» участников в действо. И так мог репетировать целый год. Собирал актёров даже у себя дома и «насыщал» их рассказами о времени действия спектакля.

Сам он был готов абсолютно. Очень много читал, на гастроли брал неподъёмный чемодан книг.

В легендарном фильме "Три тополя на Плющихе"
В легендарном фильме "Три тополя на Плющихе"
-8

Ефремова уважали и пушкинисты, и чеховеды. Он много выступал на литературоведческих конференциях.

Ну и, конечно, как не отметить потрясающую ефремовскую харизматичность. Я много читала воспоминаний из времени «Современника». Люди театра прямо писали, что ради Ефремова готовы на все! Он сам гипнотически действовал на мужчин и на женщин, на чиновников и на зрителей. Ефремову многое прощали, чего другим бы – никогда.

Всегда отмечаю, что на Новодевичьем они рядом по праву. Станиславский и Ефремов. Как говорил Анатолий Смелянский: «…им есть о чем поговорить…».

Так что, сказать «Хочу как О.Н.» можно, но соответствовать очень сложно. Но хоть попробовать!

Еще о Ефремове:

Популярное: