Святитель Иоанн (Максимович) занимал Тобольскую кафедру всего четыре года: с 1711 по 1715 гг. Однако он стал одним из самых почитаемых сибирских святых. Празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти — 23 июня. Святитель Иоанн истово и искренне служил Богу, был неутомимым миссионером. Вся его жизнь была посвящена прославлению имени Божия.
Семья, учение, пострижение
Будущий святитель родился в декабре 1651 года в Нежине (Украина). Род благочестивых малороссийских дворян Максимовичей оставил в истории России добрую память. Максимовичи ревностно служили Отчизне и своему государю. Этот благочестивый род дал Русской Православной Церкви двух святителей: Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, а также еще одного Иоанна, епископа Шанхайского и Сан-Францисского, получившего имя в честь своего знаменитого предка.
Родители будущего митрополита Тобольского славились щедрыми пожертвованиями на возведение и благоукрашение храмов. Сыну они постарались по силам своим дать хорошее образование. Основы благочестивого воспитания и добротного образования были заложены дома, в семье. Обучение отрока продолжилось в Киевской коллегии (позднее она стала академией).
Иоанн отличался редкими способностями, легко усваивал учение. Окончив коллегию, он получил предложение преподавать в ней латинский язык. Но в душе юноши проснулось стремление служить Богу, питаемое с детства домашним укладом, общением с монахами и учебой в коллегии. В 1676 году в Киево-Печерской лавре он был пострижен в иноки.
Братство обители доверило будущему святителю ответственное послушание проповедника. В молодом иноке раскрылся удивительный талант красноречия. Он говорил о важности религиозного самопознания человека. Главной темой проповедей, да и всей его жизни стал вопрос: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Мысли и выводы, изложенные в проповедях и миссионерских беседах, легли в основу произведения «Илиотропион (Подсолнечник), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданного в конце его подвижнической жизни. Как цветок подсолнечника всегда поворачивается к солнцу и следует за ним, так и человек призван к следованию Солнцу правды — нашему Богу.
Очень быстро молодого, блестяще образованного инока рукоположили в иеродиакона и в иеромонаха. Вскоре Иоанн покинул лавру, выходя на новые стези, уготованные ему Господом.
От хиротонии до епископства
1870-е годы. Русско-турецкая война. Войска неприятеля близки к победе. Малороссия — в огне войны. Часть южных земель уже под властью турок, занят крупный город Чигирин… Гетман понимает: опасность нападения турецких войск на Киев велика. Он направляет посольство к русскому царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. Среди посланников — молодой иеромонах Иоанн.
Ему всего 25 лет, но в лавре он человек заметный и уважаемый. Лаврские монахи бьют челом царю с прошением о военной помощи. Они просят также дать им возможность укрыться в другом монастыре, если турки нападут на Киев. Царь посылает в Малороссию свое войско и выделяет монахам Брянский Свенский Успенский монастырь. Его высочайшее повеление — быть в том монастыре отцу Иоанну наместником.
Мы не знаем подробностей жизни отца Иоанна до 1695 года. В середине 1695 года он был переведен Черниговским архиепископом Феодосием в Елецкий Успенский монастырь города Чернигова. Владыка Феодосий видел в нем своего будущего преемника и ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита. Поставление в этот сан состоялось в 1696 году в Москве, после чего архимандрит Иоанн становится настоятелем Елецкого монастыря.
Когда святитель Феодосий отошел ко Господу, в архиерейских покоях монастыря собралась Рада. Преемника усопшему выбирали люди из разных слоев общества. Были там посланники Киевского митрополита и представители малороссийского гетмана, делегаты от войска и представители мещанства. По всеобщему согласию выбор пал на архимандрита Иоанна (Максимовича).
Хиротония архимандрита Иоанна во епископа Черниговского состоялась 10 января 1697 года в Большом Успенском соборе Московского Кремля. Совершил ее Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов.
Молодой епископ начал управление епархией с улучшения образования духовенства. При Черниговской архиерейской кафедре он создает коллегиум. Учились в коллегиуме дети не только священства, но и казаков, мещан, дворян. По замыслу епископа Иоанна, коллегиум был создан по образцу Киевской академии и должен был украсить «Черниговские Афины», став школой просвещенного благочестия.
Школа святителя Иоанна получила широкую известность. В ней гармонично сочетались благочестивое воспитание и богословское образование, которое давалось на высоком уровне. Исторически это была первая семинария в России. По ее образцу стали открываться духовные семинарии в других русских епархиях.
В те же годы святителем была открыта типография. В ней печатались богослужебные сборники, а также богословские труды как отечественных, так и зарубежных авторов, включая произведения самого епископа.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Исцеление владыки Иоанна по молитвам к свт. Феодосию Черниговскому
Управляя епархией, как уже говорилось, огромное значение владыка Иоанн придавал образованию. Ученый-богослов, он написал около двенадцати книг, главной идеей которых было устремить умы и сердца читателей к богопознанию. Много внимания уделял он и созданному им в Чернигове учебному заведению, которое стало называться Славяно-латинской школой. Владыка повелел во всех храмах Черниговской епархии завести синодики и вписывать в них имена жертвователей и благодетелей для молитвенного поминовения.
Нелегка была ноша архипастырских трудов. Владыка Иоанн возносил молитвы к своему духовному отцу и предшественнику — святому Феодосию Черниговскому. И однажды даже был исцелен благодаря заступничеству святого.
Тяжело заболев, он призывал святого на помощь. Святитель Феодосий явился ему со словами: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию».
После видения святитель незамедлительно сообщил наместнику, что завтра будет служить. Окружающие сочли эти слова бредом больного человека. Но, вопреки всему, ранним утром следующего дня архиепископ в полном здравии вошел в алтарь, чтобы совершить литургию.
Получив исцеление, владыка Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились останки святого Феодосия. В пещере он повесил большой портрет Феодосия, а к нему приложил стихи — «похвалу», в которой рассказывалось о чуде. После этого удивительного события исцеления от мощей святителя Феодосия продолжались. А имена двух святых, которые при жизни были соединены узами дружбы, теперь связаны и в вечности.
Через некоторое время с великой скорбью черниговцы встретили весть о том, что их добрый пастырь архиепископ Иоанн назначен Митрополитом Тобольским и всея Сибири. Святитель отправился из теплой солнечной Малороссии в суровый сибирский край.
Митрополит Тобольский и всея Сибири
Что явилось причиной этого неожиданного назначения? По одной из версий, оно произошло не без участия любимца царя Петра I князя Меншикова.
В одном из своих имений в Черниговской епархии Меншиков собирался освятить церковь и пригласил для этого святителя Иоанна. Меншиков собирался сам выбрать для этого день, но архиепископ ответил, что назначать время — это его дело, а не князя. Кроме того, он отказался от праздничного угощения.
«Светлейший» посчитал себя оскорбленным и содействовал переводу владыки Иоанна в Сибирь. «Да, далеко мне ехать, но князь будет еще далее меня», — сказал владыка, прозрев судьбу Меншикова, который через 16 лет после этого был сослан в захолустный сибирский городок Березов.
11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл в столицу Сибирского края Тобольск. Город встретил владыку с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах. На следующий день он сошел на берег под звон колоколов Знаменского монастыря, находящегося рядом. На набережной митрополита встретили городское духовенство, светские власти и местные жители.
Помощник и благотворитель
К этому периоду относятся свидетельства о жизни и укладе будней владыки. Горожане стали говорить о нем как о великом постнике, замечать, что он тих, скромен, сострадателен. Святитель не знал отдыха. А если и случалось у него свободное время, он много молился, читал и размышлял.
Тайно или через доверенных лиц владыка помогал нуждающимся, одаривал сирот, посылал вещи и продукты в богадельни, которых в его бытность в Тобольске было более двадцати. Переодетый, подходил он к окнам бедных домов, постучав в дверь, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — оставлял помощь и быстро уходил, стараясь оставаться неузнанным. Посещал узников в тюрьмах. Утешал, наставлял, приносил гостинцы.
«Когда делаешь пир, не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных» (см.: Лк. 14: 12, 13) — эти слова Евангелия стали руководством к благотворительности митрополита Иоанна. Он никогда не ездил в гости, за всё время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора. Однако сам владыка был гостеприимным, а в праздничные дни после литургии завел обычай приглашать к себе почетных горожан. Люди приходили к нему с радостью не ради угощения, которое всегда было довольно скромным, а для того, чтобы послушать. Слово митрополита Иоанна никого не оставляло безучастным, а его проповеди запоминались и пересказывались слушателями.
Просветитель и миссионер
Важнейшей своей миссией владыка считал духовное просвещение. Под его патронажем сразу оказалась славяно-латинская школа, созданная в Тобольске его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским). По благословению владыки и на его личные средства в город прибывали лучшие наставники из Киева и Чернигова.
Владыка продолжил апостольскую проповедь среди коренных народов Сибири, обратив ко Христу огромное количество язычников. В 1714 году святитель Иоанн отправил миссию в Пекин. Возглавил ее архимандрит Иларион (Лежайский).
В Тобольске владыка Иоанн возобновил свою издательскую деятельность. Из-под его пера выходили не только богословские труды, но и духовные стихи, а также назидательные сочинения.
Святитель Иоанн имел молитвенную связь с Афоном, принимал участие в судьбах русских насельников Святой Горы, а в тяжелые годы снабжал их деньгами. В Русском Пантелеимоновом монастыре хранится написанная его рукой архиерейская грамота.
Святитель, понимая, что для миссионерской деятельности в Сибири нужны свежие и молодые силы, ездил по краю и отбирал способных к этому священников. Его трудами и заботами было открыто немало новых храмов.
Блаженная кончина
Велика была любовь жителей Сибирского края к доброму пастырю. Многие видели в нем уже при жизни угодника Божия и дерзновенного за всех молитвенника.
Его кончина была поистине блаженной. Митрополит почувствовал близость смерти и заранее подготовился к ней: исповедовался и причастился.
В предпоследний день своей жизни, 9 (22 по н. ст.) июня 1715 года, он служил литургию и дал обед для городского духовенства и нищих в своих покоях, причем сам прислуживал гостям за столом. По окончании трапезы владыка попрощался со всеми и заперся у себя.
На рассвете 10 (23 по н. ст.) июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним архиерейским покоям подошел очередной и осторожно постучался в дверь. Владыка не ответил на стук. Перед дверьми собралось духовенство и даже приехал сам губернатор Тобольска. Он и приказал взломать двери. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти великого молитвенника. Митрополит почил в Бозе, стоя на коленях, во время молитвы…
Преемником владыки стал его же предшественник митрополит Филофей. Он чудесным образом провидел смерть владыки Иоанна, хоть и находился в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае. «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда», — сказал он своим спутникам в тот момент и тут же отправился на погребение владыки.
Тело митрополита Иоанна не предавали земле до возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея. Ждать пришлось долго, но тело святого владыки оставалось нетленным.
Почитание святителя началось сразу после кончины. По молитвам к нему люди получали исцеления и духовную помощь. Как и при жизни, особенно помогал святитель Иоанн душевнобольным и страждущим от нечистых духов.
Погребение и перезахоронение мощей владыки
Тело владыки первоначально находилось в Успенском соборе Тобольска, в приделе преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через 26 лет собор перестраивался, после чего могила оказалась под открытым небом.
Существует предание о явлении самого святителя митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). «Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел», — сокрушался в видении святитель. И в 1753 году придел был восстановлен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя Иоанна, митрополита Тобольского. Средства на строительство собрали благодарные почитатели митрополита.
Но в 1826 году мощи святителя были вновь перезахоронены. Причиной стала трещина в стене и необходимость разобрать фундамент собора. Архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев), спустившись с духовенством в склеп, обнаружил останки святителя в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались не тронуты тлением.
10 июня 1891 года преосвященный Иустин сделал распоряжение тобольскому духовенству, в котором звучит глубокое почитание угодника Божия: «В Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме Великих постов, на всё будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии с поминовением святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!» Также он повелел всем записать святое имя усопшего в свои синодики. Распоряжение это он написал собственноручно и назвал «Завещанием». Оно находилось в рамке под стеклом рядом с изображением святителя.
В Тобольской епархии было немало прижизненных портретов святителя. На стене собора над местом прежнего погребения находилось изображение митрополита Иоанна, где он стоит в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.
По этому портрету можно представить, как выглядел владыка. Это был человек высокого роста, с мужественным, глубокомысленным и кротким выражением лица, седовласый, с длинной и окладистой белой бородой.
Жители Тобольска с надеждой и упованием ожидали официального прославления святителя. И в 1900 году епископ Антоний (Каржавин) распорядился о создании серебряной раки с позолоченной сенью. 16 (29) октября 1914 года в нее были помещены честные останки любимого народом архипастыря.
Было это сделано с благоговейной верой в скорое прославление угодника Божия. Так же, как и при первом обретении мощей святителя, при втором — честные останки были освидетельствованы комиссией, которая подтвердила их нетление.
Прославление святителя Иоанна Тобольского
Доклад комиссии прозвучал в Священном Синоде Русской Православной Церкви в январе 1915 года. Подготовил и зачитал его епископ Варнава (Накропин). Были в докладе и свидетельства о сорока случаях благодатной помощи, зафиксированных очевидцами. Но прославление тогда не состоялось в связи с началом Первой мировой войны.
Однако в декабре 1915 года в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. По высочайшему повелению его миссией было собрать сведения о местном почитании архиепископа Иоанна. Он осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью, а также записал свидетельства о недавних исцелениях. «Тщательная проверка дает полное основание для всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», — сообщал он в своем донесении Синоду.
Святитель Иоанн был прославлен 10 (23) июня 1916 года, в 201-ю годовщину своего упокоения. Митрополит Московский Макарий (Невский) возглавил торжества. Прибыл обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Волжин. Архиереи, священники и миряне стеклись в Тобольск со всей страны. Многие из присутствовавших там архипастырей спустя несколько лет пострадали за веру и ныне прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских.
Число паломников составило более 30 тысяч, что превосходило количество жителей города. Аналои с крестами и Евангелиями стояли на Соборной площади, и более 30 епархиальных и городских священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, произносили проповеди прямо под открытым небом. Соборным тобольским духовенством было записано множество случаев благодатной помощи святителя Иоанна.
В наши дни мощи митрополита Иоанна покоятся в Тобольском соборе в приделе, освященном в его честь. Не только со всей Сибири — из всех уголков православной России едут люди к святителю со своими нуждами и печалями, молятся с верой о помощи и получают исцеление и благодатное утешение.
Жизнь святителя Иоанна — подтверждение того, как много может сделать человек во имя Божие и как много может дать Господь талантов одному человеку. Но наивысший из талантов — святость. Как солнце, она распространяется на всех, кто с верою взирает на угодников Божиих и не перестает молиться и благодарить Бога.
«Господи! что повелишь мне делать? (Деян. 9, 4, 6). Этот вопрос да будет ежедневно повторяем каждым из нас при всяком нашем недоумении о том, как поступить нам в постигшем нас событии или сомнении. Господи, что повелишь мне делать? Какая об этом воля Твоя, всеблагой Иисусе? Открой ее мне, каким Тебе угодно знаком, чтоб я понял ее добрым словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению, молитвенно внушенному мне Тобой».
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU