- Отец Игорь! Помогите! У меня чёрная полоса никак не кончается! Одни беды!
Это был тот случай, когда у меня болела спина. А я уже как-то писал, что, когда болею, резко падает градус дипломатичности. Правду говорю в лоб. И не дам увильнуть.
Я хотел было категорично сказать: «На исповедь!». Но мужчину, стоящего передо мной и назвавшегося Яном, привёл его друг Георгий. Этот друг только недавно, похоронив престарелого отца, выплакал мне всю свою жизнь. Наверняка Георгий на личном опыте уже рассказал Яну, какую пользу можно почерпнуть в храме Божьем.
Я воздержался от громких увещеваний. Нужно вникнуть. Я просто взял Яна за локоть и отвёл для начала не исповедальному аналою, а к окну.
Ян начал говорить торопливо, сумбурно, но информация от этого не становилась утешительней. Шесть похорон за год: двое родителей, один за другим; любимая тетя; любимый крестный; любимый друг, ещё со школы; и любимый педагог по профессии.
Я спросил, какая у Яна профессия. Он сказал, что работает журналистом на региональном ТВ. И тень прошла по его лицу. Работается ему тоже не просто.
Это ещё не все. Яну с семьей надо было поздравить с днём рождения пятилетнюю племянницу. В кафе неудачно оступился. Перелом ноги со смещением, операция, гипс.
Только начал расхаживаться, заболела жена. Закончилось операцией, но вроде бы без больших осложнений. Потом подростки избили старшего сына. Потом младший сын чуть не обварился кипятком. Несколько волдырей есть. Но могло быть намного, намного хуже. Спасибо реакции жены.
И последнее. Сам Ян вчера заснул за рулем. Утром нормально проснулся, выспался. А за рулем заснул. Въехал в отбойник. Машина серьезно разбита. Сам не пострадал.
У Яна хорошо организованное волевое лицо с умными глазами. И теперь в его глазах растерянность и страх.
Я представил весь этот ворох несчастий одной большой кучей. Я представил на мгновение, как отнёсся бы к собственной подобной куче, если бы не был в Церкви, - и даже поёжился.
Ян смотрел на меня с усталым недоверием. А у меня болела спина, и она была не только детектором лжи, но и детектором полуправды, да и излишнего мудрования тоже. Говорить нужно было четко, внятно, емко, коротко. И быть в Духе. Только так можно быть в Любви.
Я призвал на помощь Матерь Божию, благо скоро ее Праздник.
Мы сели на лавочку. Я аккуратно оперся спиной о стену, расправляя напряжённые мышцы. А сам думал, как сказать то, что рвалось из груди.
Когда боль в спине немного утихла, я снова призвал Матерь Божию. И речь моя была примерно такая:
- Ян, Вы в крещении Иоанн?
- Да.
- Я буду называть Вас так, потому что с этим именем однажды Вы предстанете перед Господом. Вы знаете, что все в этом мире происходит по Воле Его?
- Я… не знаю...наверное...
- А я знаю. Верую в Господа, доверяю Ему. Часто такие убеждения приходят с большими жизненными потрясениями. Господь зовёт к себе человека разными голосами. И если человек не слышит, Господь не оставляет попыток быть услышанным. И так всю жизнь. У меня есть знакомая доктор. С ней Господь поговорил голосом науки. Верующей она стала после того, как изучила в мединституте строение центральной нервной системы. Она тогда для себя приняла, что за миллионы лет эволюции человек мог нажевать себе зубы - не какие-то другие, а такие, как у нас. Он мог себе лёгкие надышать - не какие-то другие, а такие, как у нас. Но нервная система! Она - космос! Миллиардов лет эволюции не хватит, чтобы она могла возникнуть. И тогда моя доктор сделала вывод: мы, люди, - результат Творения. Сколько человек изучали анатомию и физиологию? И кто стал верующим после этого? А Голос Божий звучал для всех.
Иоанн слушает меня с интересом. Я хотел, чтобы он вырвался из круга личных переживаний и пошёл за мной в моих рассуждениях. Я продолжал:
- Некоторые люди услышали голос Божий в красоте. У нас в Рыбачьем был в гостях изумительный человек, музыкант, дирижёр. Он говорил, что мальчиком узнал о Боге, когда услышал «Вальс цветов» Чайковского. Он тогда захотел услышать все, что написал автор, и совершенно потерялся, когда бабушка включила ему кусочек «Литургии». Мальчик решил быть музыкантом и сам захотел пойти в церковь.
- Я тоже слышал голос Божий, но не понял, что это он, - неожиданно произнёс Иоанн. - Я часто по учёбе и по работе ездил в Киев. И всегда - либо в купе, либо рядом в самолёте - были церковные люди. То батюшка бородатый в чёрном платье, или как оно у вас называется. То монахиня с четками. А если в обычной одежде человек, то первым делом доставал икону. Я по глупости посмеивался. Со мной пытались говорить, но я отмахивался.
- Да, все верно. Через верующих людей, через служителей церкви голос Божий разносится далеко. Ещё важный путь - через чужой опыт. Если человек не понимает, только тогда Господь попускает ему личные бедствия, чтобы он пересмотрел свою жизнь.
- Близкие мне люди умерли, чтобы я пришёл в храм? - эта фраза звучит у Яна резко, надрывно.
- Нет, конечно. У каждого свой срок и свои обстоятельства. Но Господь выстроил для Вас показательную картину мира. Что Он хочет Вам сказать этим? Если все Ваши обстоятельства собрать в одну систему, что из этого следует?
Иоанн молчит. Я не тороплю его. Наконец, он говорит:
- Мне нужно дорожить каждой минутой моей жизни? Мне нужно ещё много успеть? Мне нужно узнать Бога? И надо научить этому детей? И нельзя спать там, где нужно бодрствовать. Правильно?
- Вам лучше знать. Это с Вами Господь говорил столько лет. Выстраивал Ваши обстоятельства, приводил людей, взращивал в Вас добродетели и помогал бороться с пороками. А сейчас Вам многое нужно осознанно сделать самому. И жалеть себя нельзя. Ваши авансы Вам отданы. Нужно потрудиться. Про исповедь слышали? С этого все начинается.
- Слышал, - задумчиво произнёс Иоанн.
Я подозвал к нам Георгия, который все это время деликатно пребывал поодаль, молясь у ковчега со святыми мощами угодников Божьих.
Георгий был готов всячески помогать другу. Он был очень рад поделиться тем знанием, которое трепетало у него внутри.
Георгий с Иоанном поблагодарили и ушли, намереваясь через неделю придти на исповедь.
А я думал о Голосах Божьих. Что не услышал я в своей жизни? В тот вечер я долго молился. Господи! Не позволь мне духовно оглохнуть в шуме ветров мира сего!
Слава Богу за все!
священник Игорь Сильченков.