Найти тему

Профессионал-цветок и специалист-скальпель

Символы цветка и скальпеля одинаково подходят для описания хорошего профессионала. Но это разные пути
Символы цветка и скальпеля одинаково подходят для описания хорошего профессионала. Но это разные пути

Что значит быть профессионалом?

Когда на третьем курсе на семинаре нас спросили, кто такой настоящий профессионал — мне казалось, что я очень хорошо представляю себе идеальный образ психолога-практика. Психолог, да и любой профессионал, должен быть идеально заточенным под поставленную задачу инструментом.

Какая задача у скальпеля? Чтобы вылечить человека, чтобы операция прошла хорошо, он должен резать максимально точно, тонко и быстро. Будь как скальпель!

Примерно эту мысль я и высказала.

Преподаватель внимательно слушал мою пылкую речь. Не перебивал. Не возражал. Только спросил под конец:

— Хорошо. Допустим, вы — скальпель. Очень острый. Только один вопрос: в чьей вы руке?
— В собственной, — не смутилась я.
— А что значит — в собственной? Разве это не означает, что кроме самого скальпеля есть еще и ваша рука, ваше сердце, ваша голова?

В чьей руке скальпель?

Говорим мы о психологе-профессионале или же о человеке вообще — в чьей мы руке?

В быстром ритме современной жизни мы привыкаем ставить конкретные задачи и словно бы становиться инструментами для их достижения. Становимся самыми острыми скальпелями, самыми быстрыми процессорами, а если нужно — то самыми навороченными многофункциональными устройствами. Мы всё успеваем в карьере, растём в доходах, в умении привлекать партнёров или обустраивать дом...

Но если в глубине нашего естества нет тех самых рук, сердца и головы, которые управляют нашими успехами, то эти руки очень скоро появятся где-то вовне.

Человек-скальпель может легко вовлечься в игру по чужим правилам. Мы, как добросовестные инструменты, можем подчиняться чужой воле и строить ту жизнь, которая на самом деле нужна не нам, а чужому дяде.

Можно ли быть как цветок?

Но что, если мы не будем как скальпель? Что, если мы будем как цветок?

У ромашки много лепестков, и все они объединены сердцевиной. Каждый лепесток, может быть, немного и похож на кончик скальпеля.

Лепестки цветка — это наши способности, наши отдельные умения или привычные образы мыслей, части нашей личности. Лепестки делают своё дело и могут особо и не задумываться о том, что прикреплены к единому центру — к нашему «Я». Но только благодаря объединяющему центру их жизнь имеет какой-то смысл.

Зачем нам нужно умение зарабатывать деньги без умения их вкладывать в нужные и любимые дела?
Куда растратится умение вести себя в постели, если рядом в этой постели кто-то такой же функциональный, с кем мы не сумели установить искреннюю сердечную связь?
Так ли радует умение идеально обустроить дом, если в конце концов дом этот окажется пуст, и ты станешь просто ненужным пятном на фоне классного интерьера?

Став инструментом для решения задач, ты ещё не становишься счастливым от достижений. Все наши учебы — школа, вуз, онлайн-курсы — совершенствуют отдельные лепестки. Наращивают компетенции.

Считается, что подготовлен к жизни тот, кто умеет формировать компетенции, как будто выбирать и прокачивать скиллы в игре. Видим иностранца? Загружаем иностранный язык. Видим делового партнера? Ок, тратим очки на покупку или прокачку скилла переговоров. В показателях набралось лишних два килограмма? Включаем скилл «тренажёрный зал».

И ведь всё это полезно и нужно, но остаётся вопрос: а где мы вообще, что за игру мы проходим? Кто ставит задачи нашему интеллекту? Кто вкладывает в сердце стремления? Кто пишет сценарий, для какой цели мы вообще пользуемся всем этим набором инструментов?

Кто руководит этим всем?

Руководителем нашей жизни должны быть мы сами, наше «Я». Или кто-то, кому мы доверяем — например, Бог. Иначе власть возьмут на себя или неведомые нам игротехники и кукловоды, или попросту наши же лепестки.

Что бывает, когда один какой-то лепесток цветка забирает всю власть?

А представьте учительницу, которая смотрит на всех домашних, как на двоечников у доски, которых она обязана натаскать на сдачу нормативов.
Или вспомните типаж юриста, который даже любимый фильм смотрит сквозь очки кодексов и законов. Или несчастного финансиста, которого гнетёт мысль, а выгодно ли он выбрал жену или же всё-таки продешевил, и надо было делать ставку на ту, соседнюю, в красном платье?

Со всеми такими людьми происходит одна и та же беда: их цветок рассыпался и завял, отдав все силы только одному лепестку. Это произошло незаметно, понемногу, но теперь это уже беда...

Разные стороны одинаково важны

Чтобы избежать такого исхода, нам необходимо вовремя пересматривать собственную жизнь, заново выяснять, кто в ней главный, в чьей мы руке. И сознательно тренировать умения, противоположные нашим сильным сторонам.

Умеете блистать? — Замечательно, а умеете ли пройти тихо и остаться в тени?

Умеете всё разложить по полочкам? — Великолепно, а умеете ли вовремя проявить свои чувства?

Умеете лидировать и вести? — Это очень ценно, но сможете ли работать в команде под руководством другого?

Есть приём, с помощью которого можно оценить свою целостность.

Лист бумаги делится крестом на четыре части. В центре будет окружность — это сердцевина цветка, наше Я. Четыре сектора — это наши основные грани: мысли, эмоции, воля, тело.

И теперь в каждом секторе мы рисуем лепестки наших умений, соразмерные по величине степени выраженности этих умений.

Фламенко, пробежки и айкидо попадут в сектор тела. Знание теории чисел или умение обозначить SMART-цели — в сектор интеллекта. Эмпатия попадёт в сектор чувств, а пунктуальность и терпение — в сектор воли. Если на наши рассказы сбегается весь коллектив, то лепесток красноречия в области чувств будет большим. Если из всей математики мы помним только таблицу умножения, да и то предпочитаем калькулятор, то этот лепесток будет маленьким.

Закончив анализ, посмотрим на нашу ромашку в целом. Нравится ли она нам? Не однобока ли она? Не заслонили ли сердцевину отдельные лепестки?

Рост нашего «Я» происходит не в процессе узкой специализации, а благодаря глубокому, разностороннему соприкосновению с делами и людьми разных типов.

Очень повезло тем, кто смог почерпнуть это многообразие в детстве, в своей семье. Если этого не было — что ж! Ищите учителей вокруг себя, мир полон возможностей и интересных людей.

И тогда мы станем как цветок...

Автор: Марианна Садокова
Материал подготовила к публикации Екатерина Грачёва