Найти тему
Кирилл Миронов

Разделочная доска из берёзы. Резьба по дереву.

С приобретением резцов фирмы Татьянка захотелось попробовать их по древесине берёзы. Производитель не рекомендует этого делать, ввиду небольшой толщины металла резцов, но имея в наличии самодельный нож косяк из более толстого металла для прорезки контуров было решено приступить к работе.

Основные резцы используемые в работе
Основные резцы используемые в работе

Заготовка для разделочной доски была, её я подготовил ранее выколов из чурки и просушив естественным способом в течение, примерно, полутора лет. На заготовке имелся дефект в виде сучка в углу, поэтому было решено сместить ручку будущей доски к краю. Была выбрана форма кухонного топорика. На доске решил изобразить бизона, привлекло наличие гладких форм и фактуры шерсти одновременно, хотелось все сразу попробовать в одном изделии.

Выборка фона. Начало работы.
Выборка фона. Начало работы.

Фон намеренно не углублял широким заходом, хотелось добавить какой-нибудь узор от рукояти по верхней части, для этого нужно было оставить плоскость. Контур был обозначен полукруглым резцом. Также осталось место в передней части.

Разделочная доска в процессе резьбы.
Разделочная доска в процессе резьбы.

Древесина берёзы резалась довольно таки приятно. Немного переживал за выполнение хвоста, боялся сколоть, но все прошло довольно просто.

При выборе узора для верхней и передней части было желание выполнить геометрическую резьбу, давно хотелось попробовать разместить её с другими видами резьбы на одном изделии, заодно попробовать её исполнение на древесине березы. Но обсудив данную задумку пришёл к выводу что это далеко не всем по вкусу и можно испортить изделие. Был выбран растительный мотив, в частности дубовые листья.

Резная разделочная доска без тонировки.
Резная разделочная доска без тонировки.

Для резьбы шерсти был использован резец фирмы зубр, уголок, клюкарза. В процессе работы выявлена необходимость приобретения данного типа резца, но уже нормального качества. Процессом и результатом резьбы остался доволен.

Далее необходимо приступать к тонированию. Для этого использовал 3 цвета, недорогих спиртовых морилок: дуб, калужница и эбеновое дерево, смешивая их в разных пропорциях. Для бизона и желудей был выбран более тёмный оттенок. Эбенового дерева добавлял совсем немного, морилка имеет фиолетовый цвет, делал это больше ради эксперимента, на сырую фиолетовый оттенок ещё просматривался, после высыхания древесина приобрела желаемый цвет.

Резная разделочная доска с тонировкой без лака.
Резная разделочная доска с тонировкой без лака.

Кромки доски оставил без тонировки, хотелось сделать их контрастными к лицевой тонированной части и к рабочей, которую планировалось стабилизировать льняным маслом. Поэтому и в выборе лака для лицевой стороны и кромок остановился на акриловом, он не желтит и позволит оставить кромки и торцы в естественном белом цвете древесины берёзы.

Резная разделочная доска, тонировка, акриловый лак.
Резная разделочная доска, тонировка, акриловый лак.
Резьба по дереву, бизон.
Резьба по дереву, бизон.
-8
-9
-10

Очень красива текстура древесины на различных участках одной небольшой доски.

Текстура древесины берёзы под тонировкой.
Текстура древесины берёзы под тонировкой.
Текстура древесины берёзы под тонировкой.
Текстура древесины берёзы под тонировкой.
Текстура древесины берёзы под тонировкой.
Текстура древесины берёзы под тонировкой.

Вот так выглядит белая кромка под лаком на фоне тонированной лицевой части

-14
-15

Полсле нанесения лака была отшлифована рабочая сторона и пропитана льняным маслом в 5 слоев с промежуточной сушкой не менее 3х дней. После первого слоя получился красивая переливающаяся поверхность. После нанесения всех слоев поверхность немного потемнела, не знаю связано ли это с полной полимеризацией первого слоя, либо из за количества слоев или же с воздействием ультрафиолета. Будем этот вопрос изучать.

Разделочная доска, берёза, льняное масло после полимеризации
Разделочная доска, берёза, льняное масло после полимеризации

Масло в процессе обработки проникло в глубь древесины и его стало отчётливо видно на торцах изделия. Идея с белыми контрастными кромками сработала против меня. Для выделения кромок в подобных работах лучше, видимо, использовать тёмные решения.

Льняное масло под лаком
Льняное масло под лаком

На момент обработки маслом лак уже был нанесён на кромки изделия. Масло пропиталось под лак только с торцевой части, надеюсь это не повлияет на адгезию лака и он не отслоится от древесины.

Льняное масло под лаком
Льняное масло под лаком

Доска готова, скорее всего будет подарена. В процессе работы был получен опыт резьбы по древесине берёзы, а также в применении различных вариантов тонированния и пропитки маслом.