«Известно, какое впечатление новые правила произвели в целой России. В них видели возвращение к мысли ограничить число студентов и снова сделать университеты недоступными для большинства… негодовали все, которым дорого просвещение»
Эти слова, кажущиеся актуальными и в наше время, принадлежат русскому историку, а вместе с тем правоведу, социологу и публицисту Константину Дмитриевичу Кавелину, жившему в XIX веке. Равно как и его учителя, известного литературного критика и публициста Виссариона Белинского, Кавелина очень волновала судьба отечественного образования, которое в XIX веке переживало непростое время. На фоне революционных настроений первой половины столетия в Европе политика в сфере просвещения все более и более ужесточалась, что с одной стороны все больше ограничивало автономию университетов, а с другой ввергало образование в еще больший кризис.
Такими были реформы в годы правления Николая I и его преемнику, Александру II, следовало решить эту проблему и в первые годы правительству действительно удалось воплотить в жизнь некоторые реформы, призванные дать начало либерализации образования. Однако если прочие преобразования, оставшиеся в истории под именем Великих реформ, и далее проходили в либеральном ключе, то политика в отношении сферы просвещения вскоре ужесточилась - конечно, не без участия со стороны студенчества, которое, получив некоторые свободы, вело себя совсем не так, как требовалось государству. В связи с чем последовали новые ограничения, достигшие своего апогея в годы нахождения на посту министра народного просвещения Евфимия Васильевича Путятина. Именно о его реформах высказывался Кавелин в представленной выше цитате.
Ранее Евфимий Васильевич Путятин был известен в первую очередь как военный. Талантливый адмирал, а также государственный деятель и дипломат - именно он подписал в 1855 г. первый договор о дружбе и торговле с Японией. Однако уже в следующем десятилетии имя Путятина будут связывать исключительно с документом, вышедшем из под пера министра 21 июля 1961 года, вызвавший негодование не только в университетах, но и даже среди умеренно настроенных граждан страны.
"Путятинский циркуляр" полностью запрещал студенческие сходки, а выборные студенческие делегаты заменялись лицами, назначенными университетским начальством, а количество бюджетных мест от каждой губернии ограничивалось двумя. Студенты, не сдавшие хоть один экзамен, сразу же исключались из университета, а преподаватели должны были согласовывать свои лекции с учением русской православной церкви (да и в целом роль церкви было сильно увеличена) - это лишь некоторые из множества ограничений, вводившиеся июльским указом. Нетрудно догадаться, что подобная политика государства вызвала массу недовольств в первую очередь среди самих студентов, многие из которых в одночасье лишились права на получение образования. Протестные настроения вылились в первые студенческие выступления - о них и о том, к чему привела политика министра, читайте в нашей статье "Голос студенчества: Реформа Путятина и первые выступления несогласных"
Больше материалов об интересных фактах и событиях мировой истории также в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте.