4 года я развивал свой розничный бизнес, перед тем как продать его в пандемию. Кстати, он действует до сих пор в той же локации и под той же вывеской.
И если бы сейчас меня спросили: «Какую одну вещь ты бы изменил в своём бизнесе, если не планировал бы его продажу?»,
... то я бы без колебаний ответил:
Завел бы резервный фонд.
Я однозначно откладывал бы 10-15% свободных денежных средств ежемесячно на отдельный счёт, даже если это бы пришлось делать ценой уменьшения суммы собственных дивидендов.
Почему именно резервный фонд?
Давайте обрисую свою ситуацию немного подробнее. У меня была программа учета IIKO, кроме этого, я вёл кассовый журнал и платёжный календарь, из которого в экселе автоматически формировались отчеты о движении денежных средств и о финансовых результатах. Плюс к этому у меня был сформирован бюджет на год по месяцам; простая, но довольно точная финансовая модель по трем видам деятельности (операционной, финансовой и инвестиционной) для оценки последствий реализации разных сценариев, и я всегда знал свою текущую выручку и точку безубыточности в рублях. Баланс меня ни коим образом не волновал, и поэтому я его не вёл.
И без баланса список средств контроля достаточно внушительный. Так чего же мне не хватало? Зачем мне понадобился еще и резервный фонд, который, к тому же, уменьшает сумму, которую я могу с таким удовольствием потратить на себя?
Пара кейсов про непрерывность бизнеса
Ответ вкратце можно свести к тому, что реальность не всегда похожа на финмодель или бюджет. Их наличие вовсе не гарантирует, что все будет развиваться именно так, как там запланировано.
Хорошо помню два случая, после которых у меня застыла кровь в жилах.
Первый довольно тривиальный, но от этого не менее неприятный: я искал бухгалтера на аутсорс, и надежные люди мне порекомендовали человека с большим опытом. Как позже выяснилось, этот опыт был совсем не в той сфере, в которой я работал. Догадываетесь, что случилось? Правильно: под новый год я получил блокировку счета с уведомлением о наличии налоговой задолженности в сумме 96'000₽. И вся соль ситуации в том, что это не было причудами налоговой, это был конкретный промах человека, которому я платил ровно за то, чтобы таких кейсов никогда не было в моей жизни. Надо ли говорить, что я просто рвал и метал от такого "подарка судьбы"? У меня до сих пор начинает дергаться глаз, когда я вспоминаю об этом.
Второй кейс.
Соседнее помещение перед заездом ремонтировал арендатор, и в какой-то момент во всем доме отключилось электричество. Не на час, не на два, а на 2 недели. 14 календарных дней... Вернее, во всем доме-то жильцам свет дали как раз таки через пару часов, а конкретно в моем арендованном помещении - через 2 недели. Когда соседи подключались к сетям, они что-то там не туда подсоединили/ отсоединили ... А «провернуть фарш назад» оказалось совсем непросто — доступ к этому щиту был только у одного специалиста в городе, чей выездной график расписан по часам чуть ли не на квартал вперед.
в итоге я на ровном месте лишился ни много ни мало — сразу половины месячного дохода!
Такого сценария не было в моем бюджете. При том, что основные расходы никто не отменял.
Что общего у этих двух историй? То, что их невозможно заранее предусмотреть и внести в календарь или бюджет, от них не продают страховые полисы, и ты никогда не знаешь, где и когда с тобой может случиться что-то похожее еще раз.
Sapienti sat (лат.) или «Умному достаточно»
В принципе, этих двух кейсов должно быть достаточно, чтобы понять, насколько дорогую цену я был готов заплатить, чтобы иметь возможность «подстелить соломки», и больше никогда не волноваться по поводу исходов таких историй. И вот уже в контексте этих историй 10-15% от свободных средств не выглядят какой-то значимой суммой на фоне всех издержек - не только материальных, но и моральных. И удовольствие от их траты уже не кажется более важным, чем спокойная уверенность в том, что любые такие «загогулины» © тебе будут если не по колено, то хотя бы по плечу.
Вот почему, если бы я начинал все сначала, я бы позаботился о резервном фонде. Для меня это в первую очередь:
- подушка финансовой безопасности, гарантирующая непрерывность операционной деятельности при форс-мажорах любого рода
- личный страховой полис, который ты выдаешь сам себе на своих условиях
- источник финансирования стратегических инициатив, расширения бизнеса, или внедрения новых продуктов и услуг
Пишите в комментариях - если до этого вы не рассматривали идею создания резервов как что-то полезное и значимое для бизнеса, то теперь вы изменили свое мнение на этот счет, или остались при своём?