Найти тему
EllyBlog

КОГДА ОТСТАЛОСТЬ СТАЛА ТРЕНДОМ... Мир детской моды СССР

Автор: Виктория

Мода для девочек

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!

Я. Халецкий

Из чего же, из чего же...

Такое впечатление, что девочки 50-х были сделаны еще и из красивых бантов на голове. На архивных фотографиях у всех девочек красуется большой пышный бант, словно опознавательный знак, чтобы издалека было видно, что это девочка. Это было обусловлено не только модой.

Возможно, это связано с тем, что во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год многим женщинам на фронте и в тылу пришлось носить военную форму, шинели, гимнастерки и сапоги. Этот опыт мог сформировать у них на подсознательном уровне стойкую неприязнь к стилю унисекс, поэтому и в первые годы после войны и в 50-х годах, девочки были одеты как девочки, и обязательно с бантиками, а мальчики – презирали всё «девчачье». Как минимум 10 лет после войны одежду стиля унисекс не проектировали и дети её не носили.

Из-за этого и статья о детской одежде сама собой разделилась на две: детская одежда для девочек и детская одежда для мальчиков.

Статья поможет перенестись в мир детской моды 50-х годов, где ждут удивительные открытия и ностальгические воспоминания! А, возможно, в этой статье вы найдёте и новые идеи, ведь, как известно: «новое — это хорошо забытое старое»

Илл. Рисунок из журнала «Мода». 1953год .
Илл. Рисунок из журнала «Мода». 1953год .

Сейчас о том, что носили дети в 50-х мы знаем только по чёрно-белым фотографиям или черно-белым фильмам. Поэтому, у тех, кто сам не видел этих вещей, складывается устойчивое впечатление, что в пятидесятые в СССР все дети ходили в сером и вокруг всё тоже было серым. Но хотя печать еще была очень несовершенная, ни о каком глянце и понятия не было, но даже при такой бедной полиграфии видно, что детские вещи проектировались в основном в красивой и яркой цветовой гамме. Сейчас принято произвольно, по своему воображению раскрашивать чёрно-белые фотографии, но зачем же изобретать велосипед, при этом часто ошибаясь, если рисунки в старых журналах мод дают нам реальную возможность увидеть детскую одежду в цвете, такой как она и задумывалась. Я предлагаю сравнить, то что было напечатано в журналах мод СССР и как эти модели воплощались в жизнь, сравнивая рисунки и архивные фотографии. В первой части статьи показаны рисунки из журналов мод. Во второй части можно посмотреть документальные фотографии пятидесятых, подтверждающие тот факт, что независимо от того были платья покупными или сшиты дома, они, в целом, соответствовали тому что и предлагали журналы мод.

Илл.2. Артур Элсли ( 1860-1952)
Илл.2. Артур Элсли ( 1860-1952)

Безусловно, картина английского художника Артура Элсли является ярчайшим примером стиля китч. Буржуазный стиль, который позднее стали называть красивым и загадочным словом китч, в СССР отвергался полностью. Стиль китч был (совершенно справедливо) заклеймён советской критикой за то, что он не просто буржуазный, а что еще хуже — мелкобуржуазный, безыдейный и идеологически вредный. Действительно, всё так и есть. Тем не менее, несмотря на призывы идеологов коммунизма к аскетизму в быту, в душе многих граждан СССР стиль китч был незыблемым идеалом красоты.

После войны Ленинградское издательство выпустило открытку с репродукцией идеологически неправильной картины художника Элсли (илл. 2). Девочка на открытке — это общепринятое представление того времени о красивом и нарядном ребёнке. Благодаря многочисленным, часто кустарным открыткам, такой образ стал примером детской красоты и «милоты», закрепился в сознании людей очень надолго. Платье девочки на картине кажется очень нарядным и сложным, на самом деле оно очень простого прямого кроя. Именно этот простой крой стал базовым для детских платьев на многие годы. Да и шляпка, которая сейчас кажется смешной, стала прообразом детской панамки. Панамка была обязательной для всех детей, без неё летом не допускали ни в детский сад, ни в пионерский лагерь. Несмотря не то, что моды приходили к нам с «Запада», они всегда были адаптированы художниками к этическим и эстетическим нормам жизни в СССР.

Что же предлагали модельеры советским детям в пятидесятые годы? Из-за того, что жизнь в СССР была намного беднее и проще, чем в Европейских странах, у советских модельеров не было необходимости удивлять и завлекать покупателей странными и сложными моделями. В СССР мода была простой и практичной, при этом не теряя своих эстетических качеств. Поэтому сейчас модельеры очень многое заимствуют из моды СССР, в том числе и из детской моды. Именно отсталость и патриархальность советской моды делала её своеобразной и привлекательной. Поэтому часто эта мода снова в тренде.

Илл.3. Рисунок из журнала «Мода». 1953
Илл.3. Рисунок из журнала «Мода». 1953

На илл 3. изображены базовые фасоны тёплых платьев для девочек дошкольного возраста. Серое платье на «кокетке», а красно-коричневое платье на так называемой «полу-кокетке». Девочки росли очень быстро, поэтому не было смысла делать для них дорогие «зимние платья» отрезными по талии. Осенью платье купили, а весной уже ребёнок вырос, и отрезная талия переместилась подмышки. А ведь впереди еще и лето, часто прохладное и осень… Поэтому шерстяные платья для дошкольниц шили в основном прямого кроя на кокетке. В пятидесятые годы все дошкольницы СССР ходили в таких платьях. Удивительно, сколько изобретательности демонстрировали советские модельеры, чтобы платья такой простой конструкции не выглядели однообразными. « Кокетки» делали самой разной величины и формы, их украшали кружевами, оборками, тесьмой, складочками, вышивкой, пуговками, и т.д. Дошкольницы, а иногда и младшие школьницы — все ходили в платьях прямого кроя, но не в одинаковых.

Илл.4. Рисунок из журнала мод. 1954
Илл.4. Рисунок из журнала мод. 1954

В отличие от зимних платьев, летние платья для девочек дошкольниц часто делали отрезными по талии. Летние платья как правило шили из ситца — это гораздо дешевле. Поэтому летние платья покупали или шили на одно лето. Весной платье было чуть-чуть «на вырост», а осенью, когда ребёнок вырастал, платье было уже так изношено, что и выбросить было не жалко.

Илл.5. Рисунок из журнала «Модели 1956»
Илл.5. Рисунок из журнала «Модели 1956»

На этой иллюстрации из журнала мод, мама с дочкой очень нарядно одеты. Явно что это какой-то парадный выход, скорее всего в театр. Мама в костюме из панбархата и в перчатках (это было очень модно). У девочки платье из шерстяной ткани, воротник отделан кружевом, юбка — клёш «солнце». Платье девочки очень красивого, яркого цвета. Но цвет всё-таки не такой «кислотный» как современный. Если вы увидите такое платье на чёрно-белой фотографии, то никогда не сможете предположить, какое оно яркое и красивое по цвету.

Илл.6. Рисунок из журнала мод. 1954
Илл.6. Рисунок из журнала мод. 1954

Для школьниц шили отрезные по талии платья. Крайнее справа —платье в полосочку, из хлопчатобумажной ткани. Представлено как домашнее, на самом деле обычное повседневное детское платье «на каждый день». За лето такие платья изнашивали в клочья. А рядом белое платье из шелковой ткани. Лиф отрезной, платье отделано цветной вышивкой. Это — выходное платье. Платье слева тоже шелковое. Большой воротник выглядит очень нарядно. Это тоже выходное платье, в таких по двору не бегали. Все три платья для девочек среднего школьного возраста, очень цветные в жизни, на чёрно-белых фотографиях казались бы серыми.

Илл.7. Поздравительная открытка.
Илл.7. Поздравительная открытка.

На этой открытке мы видим школьную форму и белый фартук. Белый фартук носили только в праздничные дни. На окне букет рябины — значит это в честь первого сентября девочки пришли в школу в белых фартуках. В праздник, без белого фартука могли не пропустить в школу и оправить домой, переодеваться. А праздников было немало: и первое сентября и седьмое ноября, первое мая, а еще день рождения пионерии, день рождения комсомола, и даже приезд какой-нибудь делегации. Девочки, как правило, любили носить белые фартуки, потому что это нарядно. Фартук можно было купить или сшить более сложного фасона. Хотя какой у школьного фартука фасон? А вот исхитрялись: и оборки сделать пышнее и материал более дорогой и карманчики поизящнее.

Илл.8. Рисунок из журнала «Мода» 1953
Илл.8. Рисунок из журнала «Мода» 1953

Школьную форму шили всегда отрезной по талии. Только в конце 60-х, под влиянием общей моды, стали иногда (очень редко) шить школьную форму прямого кроя. На рисунке изображены девочки в форме с фартуком и без фартука. Это не случайно. В школу все без исключения должны были ходить в фартуке. А при этом форму шили так, чтобы после школы её можно было носить как повседневное платье. Поэтому и фасон припоминал строгое платье (конечно и дореволюционную гимназическую форму тоже). В СССР не было полного равенства и было довольно много малообеспеченных семей, которые не могли себе позволить добротное шерстяное платье для девочки, такое как серое платье на илл. 9. Очень качественно сшитое форменное платье полностью решало эту проблему в СССР. Несмотря на то, что форму шили из тонкой натуральной шерсти, она стоила очень недорого. В пятидесятые считалось вполне нормальным, когда дети и после школы продолжали ходить в форме, если хотели.

Илл.9. Рисунок из журнала мод.1953.
Илл.9. Рисунок из журнала мод.1953.

Платье 1953 года из шерстяной ткани для девочки-подростка. Лиф по талии отрезной, посередине лифа настрочена фигурная планка. В пятидесятые годы мода менялась не так часто, как сейчас, и модели могли повторяться из года в год с небольшими изменениями. Такие платья шили из дорогой тонкой шерсти (синтетики в СССР еще не было). Платье выглядит очень простым строгим и элегантным. Его можно носить в торжественных случаях. Материал был настолько качественный, что даже через несколько лет платье возможно было перешить или сшить из него юбку. Да, действительно платье было задумано серым. В пятидесятые годы серый цвет не отвергался и не считался недостойным или признаком убожества (как сейчас иногда пишут). Считалось, что серый — это цвет элегантности. Дело в том, что серыми были в основном дорогие шерстяные ткани очень высокого качества, поэтому одежда серого цвета выглядела очень эффектно. В таком платье можно было чувствовать себя как настоящая маленькая «леди».

Илл.10.Рисунок из журнала «Мода» 1955
Илл.10.Рисунок из журнала «Мода» 1955

Так выглядели платья для старших школьниц. Сейчас бы их назвали «офисные» платья. В пятидесятые мода была очень консервативна и очень подчинялась этикету. Взрослые дамы не должны были носить наряды, хоть чем то напоминающие «девичьи» и наоборот. Современники с первого взгляда определяли, что это молодёжные фасоны на рисунке из журнала мод. Для старших школьниц предусматривалась скромная, неброская одежда. Школьницам было неприлично носить слишком яркие, вызывающие наряды, туфли на высоких каблуках и употреблять косметику, даже вне школы.

Илл.11.Рисунок из журнала «Мода». 1958
Илл.11.Рисунок из журнала «Мода». 1958

Уже в 1958 году в журнале мод появился рисунок детского платья из капрона. Как это часто бывает, первые проявления моды 60-х появились в журналах мод на несколько лет раньше наступления 60-х. Синтетической тканью гораздо проще ухаживать и она намного дешевле. Это дало возможность массового производства нарядных и недорогих детских платьев с пышными юбками, множеством оборок и синтетическими кружевами, напоминающих фасон «Принцесса». Благодаря появившимся дешевым искусственным материалам «роскошный» стиль стал доступен многим. Хотя в то время никто девочек принцессами не называл. В государстве рабочих и крестьян слово принцесса имело отрицательное значение. Вспомните фильмы — сказки. Принцессы всегда капризные, избалованные эгоистки, зацикленные на себе и своей красоте, белоручки, ничего не умеют и учиться не хотят. Положительными героинями фильмов-сказок были — Марья Искусница и Василиса Премудрая.

Илл.12. Рисунок из журнала «Моды» 1956
Илл.12. Рисунок из журнала «Моды» 1956

И наконец-то появились джинсы. Хотя в то время никто и не знал, что такое джинсы. В журналах их называли — домашние брючки. А вот так выглядели на рисунке первые отечественные брючки для девочек. Для того консервативного времени — прорыв и новаторство. Стильно, но уж слишком напоминает производственную одежду. В журнале они представлены как «домашний костюмчик из хлопчатобумажной ткани». Такие костюмчики в пятидесятые носили очень немногие дети. Они привлекали к себе внимание, это казалось вызывающим, непривычным, в основном было не принято выделяться необычной одеждой. Многие девочки просто стеснялись так сильно отличаться от подруг. В это же самое время продавались прекрасные китайские шерстяные брючные костюмчики для девочек младшего возраста, которые пользовались широким спросом у населения. Так уже в 1956 году появилась мода основанная не на традициях и началось новое время.

ДЕВОЧКИ. Часть вторая.
ДЕВОЧКИ. Часть вторая.
Илл.1.фотография из личного архива. 1946 год.
Илл.1.фотография из личного архива. 1946 год.

На фотографии 1946 года две девочки (я тоже сначала подумала что это девочка и мальчик). Война закончилась, но самые первые послевоенные годы были необычайно тяжелыми. С первого взгляда на эту фотографию видно, как непросто пришлось этим детям. Тем не менее на девочках вполне приличные платьица, скорее всего перешитые из старых вещей. Ведь, в 1946 году новых вещей взять было просто неоткуда. Вырез светлого платья обшит обычной кружевной прошивкой, снятой с какой-нибудь дореволюционной блузки. А вот большой кружевной воротник на второй девочке — это скорее всего была шаль или даже скатерть, из которой чьи-то заботливые руки сделали воротник. Несмотря на трудные времена, люди заботились о том, чтобы дети ходили не просто в чем попало, а старались сделать их одежду как можно более красивой. Кружево на большом воротнике связано на коклюшках и напоминает вологодское. Может быть, кто-то в комментариях может рассказать подробнее, что это за кружево, было бы очень интересно узнать.

Илл.2. Фотография из личного архива. 1952 год.
Илл.2. Фотография из личного архива. 1952 год.

На фотографиях 1952 года уже совсем другая картина. Счастливое мирное время. Дети в добротных драповых пальто. Старшая девочка в фетровой шляпке. В начале 50-х было очень модно — маленьким девочкам носить шляпки. Эта мода пришла из Германии и довольно быстро, как пришла, так и прошла. Можно быть уверенным, что оба пальто у девочек на фотографии совсем не серые.

.Илл.3.Середина 50-х.фотография из личного архива
.Илл.3.Середина 50-х.фотография из личного архива

На фотографии девочка в летнем платье прямого кроя. Какая же она милая! Застенчивый ребёнок сейчас встречается очень редко, а в пятидесятые это было в порядке вещей. Коленки у неё разбиты, потому что девочки летом бегали, прыгали через верёвочку, играли в классики. Девочку сфотографировали возле заборчика, это не значит, что она живёт на даче. Через забор можно разглядеть стоящий неподалёку кирпичный дом. В пятидесятые годы это может быть снято в любом городе, хоть бы и в Москве. В деревне летом дети ходили босиком. Это считалось нормальным и даже полезным.

.Илл.4.На уроке в женской школе. Фотография сделана до 1954 года
.Илл.4.На уроке в женской школе. Фотография сделана до 1954 года

Как написано в Википедии: «В 1954 г. было отменено раздельное обучение девочек и мальчиков, введенное в 1943 г. Практика показала, что оно не соответствует задачам коммунистического воспитания.» Значит эта загадочная фотография сделана до 1954 года. Обычный урок в классе, где за партами одни девочки. Они в пионерских галстуках, значит они уже во втором или в третьем классе. В пионеры принимали с девяти лет. На первый взгляд это стандартная школьная фотография. Однако если присмотреться, то в ней есть что-то странное. Похоже, что фотографировали именно белокурую девочку на первом плане. Но почему она не в форме? Предположим, что форма испортилась и нет замены. Почему тогда её усадили на самое видное место? В таких случаях учениц пересаживали на задние парты, чтобы не портили общий вид. И почему на ней нет пионерского галстука? Нет, не всё было так просто, в те «строгие» времена. Некоторые вещи уже и не понять.

Илл.5. Кадр из документального фильма «Москва послевоенная в цвете».
Илл.5. Кадр из документального фильма «Москва послевоенная в цвете».

На этом кадре из документального фильма видим, как из школы после уроков выбегают девочки в парадной форме (белые фартуки). Мальчиков нет, значит это еще период раздельного обучения, до 1954 года. Хотя девочки разного возраста, они выглядят одинаково: никаких крашеных волос, никакой косметики у старшеклассниц. Все одинаково причёсаны, у всех косички — у самых маленьких и у почти взрослых. Зато фартуки у всех разные.

Илл.6. Фотография из личного архива
Илл.6. Фотография из личного архива

Так скромно выглядели старшеклассницы. Это фотография сделана на даче, так как на фоне виден гамак. В то время дачи еще не превратились в огороды. На современном «сленге» можно сказать, что молодёжь на дачах «тусовалась», поэтому старались одеваться прилично и на даче. В пятидесятые годы считалось, что дети, только до 12 лет. С 12-ти до 16-ти это уже были подростки. А в 16 лет, уже совсем не дети, а юноши и девушки — молодёжь. Молодёжной моды как таковой еще не существовало и девушки носили одежду почти как у взрослых только скромнее.

Илл.8.Кадр из фильма «Аттестат зрелости».1954
Илл.8.Кадр из фильма «Аттестат зрелости».1954

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» 1954 года. Те кто не видел фильм, могут и не догадаться, что это старшеклассница. Девушка прощается с уезжающим старшим братом и его друзьями. Ей еще целый год учиться в школе. Кадр из фильма как метафора прощания. Прощай мода 50-х, консервативная, медленно меняющаяся, мода для леди и джентльменов. Мода 50-х закончилась чуть раньше, чем закончились 50-е. А потом пришли динамичные 60-е. И всё стало стремительно меняться. Нагрянула мода на мини. И уже не девочки носили «взрослые» платья, а взрослые женщины стали носить коротенькие «детские» платьица и юбочки. Хотя далеко не всем это подходило :)