Все центральные российские СМИ поделились 1 июля радостной новостью - Россия и Куба возобновили регулярное авиасообщение. Мы тоже чуть раньше об этом сообщали. А теперь уважаемые читатели стали задавать в комментариях вопросы:
- Как это наши летают, если воздушное пространство ЕС закрыто для российских самолётов?
- Почему авиакомпания "Россия" полетела на Boeing 777 в Варадеро, а кубинская Cubana не полетела из Гаваны в Москву на Ил-96, хотя в Европу летает?
Ответить несложно.
Как наши летают? А вот так, смотрите на картинке ниже
Самолёт взлетает из аэропорта Шереметьево, берёт курс на Мурманск, затем выходит в международное воздушное пространство над Баренцевым морем, уходит на Северную Атлантику и летит над океаном до самой Кубы.
Продолжительность перелёта - около 13 часов, дальность - около 9500 км. Да, теперь вот с таким "крюком"...
Отсюда вытекает ответ на второй вопрос - про полёты кубинских Ил-96 в Москву.
Авиакомпания Cubana эксплуатирует отнюдь не Ил-96-400M, у них старые Ил-96-300, обладающие следующим характеристиками дальности полёта:
Дальность при максимальной загрузке - 9 000 км, а при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива - 13 500 км.
Полностью загруженный пассажирами и багажом, заправленный "по горлышко" Ил-96-300 просто больше не может долететь северным полярным маршрутом из Гаваны до Москвы. Ещё надо учитывать обязательный резервный запас топлива на случай незапланированной или аварийной посадки.
А Боинг "три топора" в модификации с увеличенной дальностью полёта (Extended Range - ER) - всё может. Именно на таких самолётах и летают на Кубу сейчас наши авиакомпании "Россия" и чартерная туристическая Nordwind.
Такие вот объяснения.
Правда, это не снимает вопросов:
- почему Россия не открыла авиасообщение с Гаваной, а только с Варадеро. Самолётов-то нужных теперь в избытке, которые раньше летали в Майами, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и какой-нибудь Лиссабон.
- почему кубинская авиакомпания не может летать прямым маршрутом в Москву как раньше. "Туркиши", Emirates, Etihad и др. а/к спокойно летают в Россию через воздушное пространство ЕС и никто им не препятствует. Куба в Европе тоже не под санкциям. Регулярные рейсы Cubana из Гаваны в столицы стран ЕС осуществляются по сей день.
UPD. Прямое сообщение между Москвой и Гаваной существует. Венесуэльская Conviasa по пути домой из московского аэропорта Внуково делает промежуточную посадку в Гаване. В обратную сторону - аналогично.