Раньше я крайне редко читала предисловия к книгам. В школе понятно, каждая лишняя страница - это отнятое у собственной свободы время. Позже, вероятно, боялась спойлеров и каких-то слов, которые перед чтением книги сформируют предвзятое отношение к ней.
В последнее время предисловия стала читать. В "эксклюзивной классике" они встречаются крайне редко. И если уж встречаются (рассуждаю я), значит - действительно важно с ними познакомиться.
В книге "Сомерсет Моэм. Лиза из Ламбета" всего 224 страницы, и почти 30 из них занимает предисловие, очень, кстати, любопытное.
Из этого предисловия, написанного самим Сомерсетом Моэмом, я узнала, что он получил медицинское образование и практический медицинский опыт:
За три недели на моих руках рожали шестьдесят три женщины.
что описанная история основана на реальных событиях:
Я записал увиденное и услышанное с максимальной точностью и без прикрас.
что сам Моэм относился к этому произведению как к пробе пера:
Вследствие прискорбного недостатка воображения пришлось держаться фактов.
и не отрицал, что оно во многом подражательное:
В то время я увлекался Ги де Мопассаном и творил "Лизу" по образу и подобию его новелл... Не могу не радоваться, что я подражал истинному художнику, имеющему талант рассказать историю просто, откровенно и так, чтобы за душу взяло.
Особенно меня тронуло упоминание Мопассана, книжку которого я только что прочитала. Как будто в беседе с кем-то вы вдруг обнаружили, что у вас есть общий знакомый. Согласитесь - это сразу сближает.
Словом, прочитав предисловие, я уже заранее простила книге - всё.
История, действительно, очень простая:
Роман посвящен судьбе восемнадцатилетней Лизы Кемп, бойкой и задорной девушки из провинциального рабочего городка. Когда в один прекрасный день туда приезжает новый сосед, который разительно отличается от ее окружения - он сильно старше, настойчив и умеет добиваться своего, - Лиза беззаветно отдается чувствам.
И описана история без лирических отступлений, глубоких размышлений о жизни и сути явлений, которые я так люблю у Моэма.
И совершенно нет никакой интриги, с самого начала понятно, чем все кончится (хотя, получилось чуть более трагично, чем я ожидала).
И все-таки я не жалею потраченного времени.
Этот роман похож на документальную хронику, главная задача которой не поразить формой, а зафиксировать содержание. И, возможно, такую "хронику" полезно читать тем, кто идеализирует прошлое и отрицает прогресс.
Нет, человеческое общество все-таки прогрессирует. По крайней мере мы, имея жизненный опыт и мировоззрение, свойственное нашему времени, могли бы найти другие выходы из сложившейся ситуации. А герои описанной истории - не могли. Не знали, не чувствовали, не понимали, что бывает по-другому.
И поэтому как-то оценивать их поступки, судить или оправдывать - просто нечестно. Их можно только пожалеть: и сильных, и слабых, и правых, и неправых - всех. И порадоваться тому, что у нас - есть выбор.