Найти тему
Филиал Карамзина

Самые позорные фамилии на Руси

Оглавление

В наше время нет ничего страшного в том, что ребенок родился вне брака. Дают ему фамилию мамы, в редких случаях – отца. А вот в дореволюционной Руси все было гораздо неприятнее – внебрачным детям давали фамилии, которые просто «кричали» об их позорном происхождении.

Благородное сословие, как правило, давало своим бастардам усеченные фамилии, которые указывают на происхождение рода – позориться не хотелось. А вот простолюдины оставляли на своих детях прям-таки печать их появления на свет, и часто даже в виде брани.

Откуда столько байстрюков?

Особенно такая неприязнь к внебрачным детям проявилась в XVI веке с подачи Русской Православной церкви. Ведь духовенство отказывалось крестить младенцев, у которых была только мать. Вырастая, незаконнорожденные юноши считались запятнанными церковью, и их не допускали к священническому сану. Девушкам жилось не лучше – их батюшки не рассматривали в качестве невест, и не допускали до венчания в церкви.

В XVIII веке незаконнорожденных стало еще больше. Именно в это время была создана регулярная армия, куда молодые солдаты шли служить сроком на 25 лет. Некоторые накануне успевали обвенчаться, а потом их жены проводили свои лучшие годы, живя в одиночестве, ведь супруг приезжал лишь на короткую побывку. Было и так, что солдат, уже седой, с наградами и шрамами, оказывался дома впервые только через 25 лет. А там вместе с женой жил незаконный ребенок, а то и не по одному. А что делать? Надо как-то жить.

Не одной же ей век вековать, ожидая солдата?
Не одной же ей век вековать, ожидая солдата?

Клички для простолюдинов

До XIX века внебрачные дети простолюдинов фамилий не получали – у них были только клички. Кличку записывали в официальный документ – и потом было сразу ясно, кто этот человек. Больше всего встречались такие клички, как выблюнок, байстрюк, выплыш, безбатьковщина, зауголок, беспуток, выблюнок, курвач, выгунок, замарыш, выпороток, капустник, выстирок, закрапивник, курвенок, марыш, выбLядок и прочие неприятные прозвища.

Были и семьи, где ребенок рос с матерью, но не родным отцом. И таких детей считали чужими наполовину: у них не было нормального отчества. Их записывали в метриках, как Половинкиных, или «сын полу Анны». Потом эти клички превращались в фамилии: Полуанин, Полунадеждин, Полутамарин и т.д. В некоторых случаях записывали девичью фамилию матери или крестного, но эти дети все равно были лишь «половинками», потому получались такие фамилии, как Полуэктов, Полустроев, Полукроев, Полудуров и т.п.

Для матери ее ребенок всегда родной…
Для матери ее ребенок всегда родной…

По названию поместья

В дворянских семьях было все намного гуманнее в отношении байстрюков. Хотя они и не получали титулы родителей, но их редко лишали наследства. Один из самых известных (правда, больше ничем не примечательный) бастард – Алексей Бобринский, сын Екатерины II, получил хорошее образование. Да и таких примеров много – большая часть аристократических байстрюков, как правило, обучалась за границей.

Тем не менее, и у дворян отмечали «зазорных» детей. Фамилии таким детям давали с усечением фамилии отца или с использованием анаграммы. Также брали географические названия, где располагались их поместья. Тот же Бобринский получил свою фамилию по названию села Бобрики (больше известного как Спасское) Епифанского уезда, Тульской губернии.

Лишь после революции дети, родившиеся вне брака, стали получать фамилии, которые им доставались от родителей. Но отношение к байстрюкам тем не менее еще долгое время было предосудительным. Только к концу ХХ века на это перестали обращать внимания.