Найти тему
Газета Жизнь

"Отказался от роли наркомана с маньячным взглядом". Звезда "Универа" Мартынов - о съёмках в Париже, дружбе с Хилькевич и общем с Нагиевым

Его все знают по роли ботаника Вали из сериала "Универ. Новая общага". Но этот образ оказался для него как удачей, так и проклятием. Чтобы не стать актёром одной роли, он даже сменил фамилию. В гостях у «Жизни» актёр Александр Мартынов.

Александр в образе ботаника Вали. Кадр из сериала "Универ. Новая общага"
Александр в образе ботаника Вали. Кадр из сериала "Универ. Новая общага"

Часть 2

- Ваш дебют в кино случился в 10 лет. И сразу же в Париже. Как Вам удалось вытащить счастливый билет?

- Цепочка событий… В школе у нас преподавали фигурное катание, и там я познакомился с одноклассницей, которая оказалась дочкой руководителя хореографической студии, куда я потом пошёл и научился садиться на шпагат и делать всякие акробатические штучки. Потом пришла руководительница студии «Форте» набирать в школу новых детей, и она спросила: «Кто умеет делать колесо?» Я поднял руку, так я оказался в студии и уже через год полетел в Париж сниматься в кино.

- Как сильно отличался Питер того времени от Парижа?

- У меня был шок, потому что в стране была разруха, ты стоял в очереди по талонам за хлебом, а в Париже другая планета. Мы жили в гостинице «Ареон», и я помню, как в 6 утра открывались лавки, где продавалась свежая клубника, что для меня было удивительно. Мы пахали, как взрослые, причём смены были двойные, в 6 утра мы выезжали, а в 12 ночи мы возвращались в номер. Но я не помню этой усталости, а только хорошие воспоминания от этой поездки. Однажды мы снимали эпизод в парижском торговом центре, и все были уверены, что мы, русские дети, разгромим им магазин. Но для них было удивление, когда мы спокойно и интеллигентно себя вели. От радости французы нас задарили разными игрушками, а для советского ребёнка такое разнообразие — это шок, потому что таких игрушек у нас не было.

- Какие гостинцы Вы привезли из Парижа?

- Я одел самого себя в какие-то спортивные костюмы, кроссовки, родителям привёз какие-то футболки, которые им очень понравились, кассетник даже привёз.

- А как выживали Ваши родители?

- Папа брал по три работы, мама брала по две работы, я ещё был в яслях, и она там порой мыла полы. Им было очень тяжело. Я помню, как пьяные милиционеры избили папу, когда он возвращался домой с работы. Это было очень страшно. Но из-за того, что я всё время проводил в студии, меня миновали все вот эти дворовые истории и наркомания.

- Знаете историю знакомства Ваших родителей?

- Их познакомили друзья на какой-то встрече, и у них всё быстро завертелось. Сейчас они вместе уже 41 год и счастливо живут. Они через многое прошли, особенно в 90-е, когда были страшные времена, времена больниц. У моего отца было четыре инфаркта и инсульт, один серьёзный, а другой лёгкий. Какой ангел-хранитель у него, я не знаю. Когда доктор делал ему шунтирование на сердце, то был очень удивлён и сказал тогда моему отцу: «Да Вы, батенька, рекордсмен!» Он у меня всё принимает близко к сердцу и держит все переживания в себе.

Саша с родителями. Фото: личный архив
Саша с родителями. Фото: личный архив

- Как Вас воспитывал папа?

- Строго, но с большой любовью и терпением. Помню, как я переломал ему все модельки машинок, отец был расстроен, но не наказал меня.

- А за что всё же прилетало от родителей?

- За враньё.

- Как наказывали?

- Лишением чего-то и строгими разговорами.

- В семье были традиции?

- У нас обязательно был совместный ужин, когда все собираются, обсуждают день, делятся своими переживаниями.

- Вы жили так же, как все?

- Да. Я помню одноклассника, у которого родители были очень обеспеченные. Однажды он мне решил подарить дорогого солдатика, но моя мама попросила, чтобы я его вернул.

- Вы помните, как напились в первый раз?

- Конечно, это было на выпускном, я хорошо выпил вина и, по-моему, проснулся на следующий день в ванне.

- А Ваша первая любовь?

- Она была в детском садике, её звали Машей. Кстати, моя супруга тоже Мария. А я был назван в честь своего прадеда Александра Мартынова, у которого супруга тоже была Мария. Поэтому я с самого детства знал, что мою жену будут звать так же.

- Почему после школы Вы решили поступать на исторический, если всё время были в театральной студии?

- Потому что мне очень нравилась история, но я не поступил и не жалею об этом. Но родители хотя и были удивлены моим выбором, но поддержали меня.

- На следующий год Вы поступаете в театральный ВУЗ, из Вашего курса сколько человек сейчас снимается?

- Могу по пальцам пересчитать - Карина Разумовская, Захар Ронжин, Александр Плаксин, он мелькает в серьёзных картинах, и я.

- В 2004 году Вы окончили Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, курс Владимира Петрова. Что он Вам дал?

- Ощущение теплоты, он для меня был как родной дедушка. Общение с ним было на уровне родственного. Когда он уже был стареньким, то многих он не узнавал, но меня он помнил всегда. Очень грустно, когда его не стало в 2007 году, но он очень долго прожил. Хочу сказать, что все петровцы очень дружные... Когда мы пересекаемся на съёмочной площадке с тем же Дмитрием Нагиевым, Артуром Вахой, Александром Лыковым, Муратом Султаниязовым и другими, разница в возрасте с ними незаметна, все друг с другом очень вежливые и относятся уважительно, как говорится, одного поля ягоды. Когда Петров сломал шейку бедра, то Нагиев купил ему специальную больничную кровать, которая стоила каких-то бешеных денег, потом в похоронах принимал участие, да и все мы старались помочь чем могли. Все петровцы помнили, откуда они, со временем никто ничего не забыл.

- Вы помните вечеринки в студенческие годы?

- В Питере мы любили гулять по крышам. И как-то раз меня поймали охранники, потому что они думали, что я у них хочу украсть инструменты, которые лежали на чердаке. А я был в тренировочном виде, в чешках, по мне и не скажешь, что я вор. Оказывается, меня стуканул мальчик, который наблюдал меня из окна, как я шляюсь по крышам, и рассказал охранникам, хотя пацану было лет шесть.

- Кто из партнёров по кино больше всего запал Вам в душу?

- Анна Хилькевич, мы с ней много снимались, да и она мой лучший друг. Ну и, конечно же, Александр Лыков и Артур Ваха.

- А кто больше всего удивил?

- Мария Машкова – своей работоспособностью и настроем. Мы снимались с ней в сериале «Женщина в состоянии развода», где она была в главной роли, а я играл мужа её подруги. И была финальная конфликтная сцена, которую нужно было снимать на разные планы, и Мария каждый раз играла очень чётко и по-мастерски.

- Приходилось отказываться от ролей?

- Конечно, потому что бывали мелкие эпизоды, которые совершенно бессмысленные и с финансовой точки зрения, и с творческой. Помню, как мне звонит знаменитый кастинг-директор в Петербурге и говорит: «Котенька, рыбинка, у меня есть для тебя чудная роль, это наркоман в сериале, где он лежит на скамейке и там есть что сыграть, у тебя хороший маньячный взгляд!» Я, конечно, отказался, потому что лежать на скамейке сзади, где впереди стоит главный герой – это не роль. Это работает, когда ты снимаешься у студента- режиссёра в дипломе, потому что потом ты у него снимешься в дебюте, а потом в фильме или сериале. Вот так начинаются знакомства и связи. Я всегда открыт для молодых режиссёров.

- Ваш любимый актёр?

- Их много, например, Брэдли Купер, всегда разный во всех ролях. Из наших актёров это и Евгений Стычкин, и Константин Хабенский. Он умеет выстраивать роль, искать психологические жесты и находить развития персонажа. А ещё мне посчастливилось Леонова увидеть за кулисами, когда мы выступали. Мы снялись в фильме «Окно в Париж», который был номинирован на разные премии, и приехали в Москву, танцевали номер в концертном зале «Россия». Там-то за кулисами я и увидел Иннокентия Смоктуновского и Евгения Леонова. Я запомнил, что он тогда уже себя плохо чувствовал. Когда он читал отрывок из поминальной молитвы, то держался за сердце и за батарею.

Продолжение следует...

Из третьей (заключительной) части интервью с Александром Мартыновым вы узнаете о том, кто стал прототипом ботаника Вали из "Универа", сколько секунд ему понадобилось, чтобы понять, что перед ним будущая жена, и как он пережил кризис среднего возраста.

Автор: Юлия Ягафарова