Архитектура позволяет современным людям "ощутить" историю. Улицы, проспекты, скверы, дома... все это создает особую атмосферу, неповторимый колорит, так называемый "Дух места", который несет в себе сообщение о времени. Это послание может иметь политический, социальный, культурный контексты.
Например, проект 1930-х гг. с триумфальными арками для Санкт-Петербурга (Ленинграда) за счет пропорций создавал эффект «врастания в землю», что отсылает нас к Античности, а значит советская власть - от начала времен.
Сегодня мы поговорим об отражении исторической эпохи в готическом стиле.
Слово "готический" часто ассоциируется с описанием таинственных домов или субкультуры - группы людей, которым нравится мрачная эстетика. Но готический архитектурный стиль исторически привнес нечто противоположное.
Как возник термин «готика»?
Готическая архитектура была названа в честь готов - кочевых германских племен, которые вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния), уничтожили скифское царство, основали королевства в Италии, Испании, Франции более тысячи лет назад. Они не были известны какими либо выдающимися архитектурными сооружениями.
Готический стиль возник во Франции в XII веке, а термин появился в XVI веке благодаря итальянскому художнику и писателю, основателю современного искусствоведения Джорджо Вазари. Он не был поклонником готического стиля, термин должен был нести толику пренебрежения, которое он, видимо, испытывал к варварским племенам готов.
В каких исторических условиях родился готический стиль?
Готика возникла и развилась на территории королевского домена, в Иль-де-Франсе и прилегающих к нему, наиболее развитых областях Пикардии, Нормандии и Шампани.
В XII - XIII вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений разрушается прежний крестьянский быт. Торговая деятельность и производственная энергия начинают стягиваться к растущему и все громче заявляющему о себе центру – городу.
В это время складывается французский литературный язык, язык средневековой музыки и зарождается полифония. Перевод на латинский язык античных, исламских и иудейских текстов (трактаты Ибн-Сины, аль-Фараби, Аристотеля) является настоящим культурным шоком, в полном смысле интеллектуальной революцией. Сделан шаг вперед в понимании связи веры и разума.
В XII в. христианство раздвигает границы на северо-восток (славянские земли) и на север (скандинавский полуостров) от старых границ Римской империи.
Усиливается символизм религиозного мышления: чтобы напомнить о втором пришествии Христа, около середины хора подвешивали кусок пакли, и епископ, проходя, зажигал его на виду у мирян (так и мир будет сожжён огнём).
В свече три составные части: фитиль, воск и огонь. Архиепископ Пизанский Федериго Висконти объясняет: они означают душу, плоть и божественность Христа. Тот, кто хочет «истинно нести свечу», должен обладать тремя обозначаемыми ею свойствами: смирением (фитиль), целомудрием (воск) и любовью (огонь).
Легко усмотреть внутреннее соответствие между периодами жизни человечества, временами года, истинами религии, чувствами отдельного человека.
- время от Адама до Моисея – время уклонения человечества с его истинного пути, время слепоты и неведения – это зима (период соответствует богослужению «от семидесятницы до Пасхи»;
- время учения пророков, когда были брошены семена истины, соответствует весне;
- период, совпадающий с земной жизнью Христа, – время освобождения, оправдания и благодати «согласуется с летом».
- после Вознесения Христа наступил период поиска, печали и борьбы, люди, как пилигримы, блуждают и ищут небесное царствие – наступила осень.
Таким образом, готика родилась в атмосфере взлета духовных и творческих сил. Главным объектом сосредоточения творческих сил были большие городские соборы, являвшиеся центром общественной и духовной жизни города.
Весь город принимал посильное участие в его строительстве, его просторные нефы были открыты всем, без различия положения и состояния. В готическом храме сливаются в едином художественном образе все системы и оттенки мыслей и чувств, образующих мировоззрение готической эпохи.
Какие технические приемы позволили воплотить новые идеалы?
Готическая архитектура покончила с толстыми, тяжелыми стенами и закругленными арками, характерными для романской архитектуры. Из исламской архитектуры были заимствованы стрельчатые арки, более устойчивые к нагрузкам.
В готике изменилась система кладки ребристого свода.
Рёбра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Нервюрный свод выгодно отличался от массивного романского ещё и тем, что главное давление арок было направлено вниз, на опору. Вертикальные опоры, а не стена стали рабочей частью готической архитектуры.
В то время как в романских зданиях для поддержания веса использовались внутренние контрфорсы (подпорные уступчатые столбы), контрфорсы готических соборов были вынесены наружу. Это позволило строить более высокие храмы.
Еще одним характерным элементом готической архитектуры являются арочные контрфорсы или аркбутаны.
Применение аркбутанов позволило значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Посетителей соборов обычно поражает неземной пурпурный свет, струящийся из витражей огромных окон, которые называются готическими розами.
Роза является одним из символов божественной красоты и гармонии мироздания; ее лепестки олицетворяют бесконечное множество миров, создающих единое целое.
Большое количество света, льющегося через витражи, делало убранство собора причудливее и красивее, помогало установить мистическую связь с Богом.
Открытие серебряной протравы изменило витражное стекло: появились различные оттенки желтого и оранжевого цвета, гораздо лучше отражался свет, у мастеров появилась возможность наносить краски прямо на поверхность стекла.
В витражах отражались не только религиозные сюжеты, подвиги королей, но и жизнь народа.
Например, Шартрского собора 125 витражей посвящено цехам – объединениям ремесленников, которые, вероятно, являлись заказчиками изображений.
Мистическое преклонение перед недостижимостью высот потолка собора и разноцветными витражами, сияющими как порталы в божественный мир создает невероятную мистерию, ощущение присутствия невидимого, волшебного совсем рядом.
Как вы думаете, на какие аспекты при изучении архитектуры обращает внимание историк, а на какие - искусствовед?