Найти в Дзене
Думающая история

Как связаны историческое время и архитектура? (на примере готического стиля)

Оглавление

Архитектура позволяет современным людям "ощутить" историю. Улицы, проспекты, скверы, дома... все это создает особую атмосферу, неповторимый колорит, так называемый "Дух места", который несет в себе сообщение о времени. Это послание может иметь политический, социальный, культурный контексты.

Например, проект 1930-х гг. с триумфальными арками для Санкт-Петербурга (Ленинграда) за счет пропорций создавал эффект «врастания в землю», что отсылает нас к Античности, а значит советская власть - от начала времен.

Сегодня мы поговорим об отражении исторической эпохи в готическом стиле.

Собор Нотр-Дам ©davehamster
Собор Нотр-Дам ©davehamster

Слово "готический" часто ассоциируется с описанием таинственных домов или субкультуры - группы людей, которым нравится мрачная эстетика. Но готический архитектурный стиль исторически привнес нечто противоположное.

Базилика Сен-Дени (Источник изображения: https://artifex.ru)
Базилика Сен-Дени (Источник изображения: https://artifex.ru)

Как возник термин «готика»?

Готическая архитектура была названа в честь готов - кочевых германских племен, которые вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния), уничтожили скифское царство, основали королевства в Италии, Испании, Франции более тысячи лет назад. Они не были известны какими либо выдающимися архитектурными сооружениями.

 Базилика Сен-Дени ©Wikimedia Diliff
Базилика Сен-Дени ©Wikimedia Diliff

Готический стиль возник во Франции в XII веке, а термин появился в XVI веке благодаря итальянскому художнику и писателю, основателю современного искусствоведения Джорджо Вазари. Он не был поклонником готического стиля, термин должен был нести толику пренебрежения, которое он, видимо, испытывал к варварским племенам готов.

Первый в истории готический собор –  базилика Сен-Дени ©Нинарас
Первый в истории готический собор – базилика Сен-Дени ©Нинарас

В каких исторических условиях родился готический стиль?

Готика возникла и развилась на территории королевского домена, в Иль-де-Франсе и прилегающих к нему, наиболее развитых областях Пикардии, Нормандии и Шампани.

В XII - XIII вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений разрушается прежний крестьянский быт. Торговая деятельность и производственная энергия начинают стягиваться к растущему и все громче заявляющему о себе центру – городу.

В это время складывается французский литературный язык, язык средневековой музыки и зарождается полифония. Перевод на латинский язык античных, исламских и иудейских текстов (трактаты Ибн-Сины, аль-Фараби, Аристотеля) является настоящим культурным шоком, в полном смысле интеллектуальной революцией. Сделан шаг вперед в понимании связи веры и разума.

В XII в. христианство раздвигает границы на северо-восток (славянские земли) и на север (скандинавский полуостров) от старых границ Римской империи.

Усиливается символизм религиозного мышления: чтобы напомнить о втором пришествии Христа, около середины хора подвешивали кусок пакли, и епископ, проходя, зажигал его на виду у мирян (так и мир будет сожжён огнём).

В свече три составные части: фитиль, воск и огонь. Архиепископ Пизанский Федериго Висконти объясняет: они означают душу, плоть и божественность Христа. Тот, кто хочет «истинно нести свечу», должен обладать тремя обозначаемыми ею свойствами: смирением (фитиль), целомудрием (воск) и любовью (огонь).

Легко усмотреть внутреннее соответствие между периодами жизни человечества, временами года, истинами религии, чувствами отдельного человека.

  • время от Адама до Моисея – время уклонения человечества с его истинного пути, время слепоты и неведения – это зима (период соответствует богослужению «от семидесятницы до Пасхи»;
  • время учения пророков, когда были брошены семена истины, соответствует весне;
  • период, совпадающий с земной жизнью Христа, – время освобождения, оправдания и благодати «согласуется с летом».
  • после Вознесения Христа наступил период поиска, печали и борьбы, люди, как пилигримы, блуждают и ищут небесное царствие – наступила осень.

Таким образом, готика родилась в атмосфере взлета духовных и творческих сил. Главным объектом сосредоточения творческих сил были большие городские соборы, являвшиеся центром общественной и духовной жизни города.

Весь город принимал посильное участие в его строительстве, его просторные нефы были открыты всем, без различия положения и состояния. В готическом храме сливаются в едином художественном образе все системы и оттенки мыслей и чувств, образующих мировоззрение готической эпохи.

Какие технические приемы позволили воплотить новые идеалы?

Готическая архитектура покончила с толстыми, тяжелыми стенами и закругленными арками, характерными для романской архитектуры. Из исламской архитектуры были заимствованы стрельчатые арки, более устойчивые к нагрузкам.

В готике изменилась система кладки ребристого свода.

Ребристые своды, Руанский собор ©Хорхе Ласк
Ребристые своды, Руанский собор ©Хорхе Ласк

Рёбра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Нервюрный свод выгодно отличался от массивного романского ещё и тем, что главное давление арок было направлено вниз, на опору. Вертикальные опоры, а не стена стали рабочей частью готической архитектуры.

В то время как в романских зданиях для поддержания веса использовались внутренние контрфорсы (подпорные уступчатые столбы), контрфорсы готических соборов были вынесены наружу. Это позволило строить более высокие храмы.

Элементы готических построек (Источник изображения: https://bigfoto)
Элементы готических построек (Источник изображения: https://bigfoto)

Еще одним характерным элементом готической архитектуры являются арочные контрфорсы или аркбутаны.

Аркбутаны (Источник изображения: https://bigfoto)
Аркбутаны (Источник изображения: https://bigfoto)

Применение аркбутанов позволило значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

3d-модель готического храма (Источник изображения: https://bigfoto)
3d-модель готического храма (Источник изображения: https://bigfoto)

Посетителей соборов обычно поражает неземной пурпурный свет, струящийся из витражей огромных окон, которые называются готическими розами.

Витраж в Нотр-Дам-де-Пари (Источник изображения: www.divento.com)
Витраж в Нотр-Дам-де-Пари (Источник изображения: www.divento.com)

Роза является одним из символов божественной красоты и гармонии мироздания; ее лепестки олицетворяют бесконечное множество миров, создающих единое целое.

Окно с западной розой в Шартрском соборе ©Ян ван дер Краббен
Окно с западной розой в Шартрском соборе ©Ян ван дер Краббен

Большое количество света, льющегося через витражи, делало убранство собора причудливее и красивее, помогало установить мистическую связь с Богом.

Открытие серебряной протравы изменило витражное стекло: появились различные оттенки желтого и оранжевого цвета, гораздо лучше отражался свет, у мастеров появилась возможность наносить краски прямо на поверхность стекла.

Базилика Сен-Дени, главный алтарь (Источник изображения: mavink.com)
Базилика Сен-Дени, главный алтарь (Источник изображения: mavink.com)

В витражах отражались не только религиозные сюжеты, подвиги королей, но и жизнь народа.

Например, Шартрского собора 125 витражей посвящено цехам – объединениям ремесленников, которые, вероятно, являлись заказчиками изображений.

Мистическое преклонение перед недостижимостью высот потолка собора и разноцветными витражами, сияющими как порталы в божественный мир создает невероятную мистерию, ощущение присутствия невидимого, волшебного совсем рядом.

Как вы думаете, на какие аспекты при изучении архитектуры обращает внимание историк, а на какие - искусствовед?

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература: