Сюжет о том, как я словил свою первую корюшку на Крайнем Севере, да ещё и с такой интенсивностью действий, что можно настоящее кино снимать. С приключениями и философией. Ведь ловля рыбы здесь — лишь общий фон для чего-то большего и глубокого...
Я вообще ни разу не рыбак. Так уж вышло. И поэтому отнёсся довольно скептически к предложению провести львиную долю дня за ловлей чукотской корюшки. Ладно бы там что-то серьёзное было, а то... корюшка! Даже неинтересно как-то, скучно.
Но, как вскоре выяснилось, заблуждения мои оказались недалёкими и откровенно глупыми, потому как зимняя рыбалка на Чукотке — это необыкновенные приключения с местным колоритом.
Полярный «лук»
Время сбора группы было не шибко ранее, в 9 утра, как раз когда большое северное солнце уже ярко осветило Анадырь и вовсю принялось плавить залежавшийся апрельский снег.
Правда, мой день начался задолго до этого — с пяти часов я был на ногах и уже успел побывать в мрачных подземельях заброшенного ядерного арсенала «Гудым». Поэтому желания ехать в непонятное ледовое поле за какой-то корюшкой было, мягко говоря, не очень много. Но, есть предложения, от которых не стоит отказываться. Даже если хочется спать.
Поэтому, в строго обозначенное время я вместе со всеми был в холле отеля и под грубоватые шутки наших проводников — весёлых мужиков с очень загорелыми лицами — облачался в специальную одежду, без которой оказаться в арктической пустыни чревато обморожениями.
Переоделись, посмотрели друг на друга и засмеялись — ну вылитый полярный «лук» (это который не овощ, а про моду)!
Все готовы, машины за нами уже подъехали, пора выезжать.
Хищные мандебасы
В классическом понимании этот вид транспорта сложно назвать машиной — этакая громадина на огромных колёсах с минимумом комфортабельности, но максимумом брутальности и невероятной проходимостью.
На Чукотке такие агрегаты крайне популярны среди рыбаков, охотников и специальных служб типа МЧС. Оно и понятно, даже самый крутой джип или пикап будет себя чувствовать неуютно на льду или в рыхлом снегу. А этим – хоть бы хны. В рамках разумного, конечно.
Русская земля полна кулибиных, и Чукотка тому не исключение — зачастую мужики сами собирают эти машины в гаражах. Оттого в Анадыре и за его пределами можно встретить механических монстров самых разных видов и габаритов. В простонародье у такого транспорта даже есть название — мандебас. А те, кто позажиточнее, приобретают уже заводскую сборку.
Слово за слово, погрузились в оранжевую машину с грозной надписью «Хищник» на борту.
Город покинули быстро и дальше, весело подпрыгивая на редких снежных кочках, покатились прямо по обледенелому лиману — заливу у Анадыря.
Пушистые упряжки
Долго ехать не пришлось, вскоре мы были на месте... посреди арктической пустыни. Слева — уходящая за горизонт снежная равнина. Справа — то же самое. Лепота! И вправду, как будто в пустыне.
Пока проводники вытаскивали из машины складные столы, инвентарь для бурения лунок, деликатесную закуску, термосы с чаем и кофе, а также горячительное (куда уж без этого), туристов решили занять местными забавами.
И первая из этих забав быстро приближалась к нам из-за горизонта. Издалека казалось, что это к нам летит какая-то вариация оленьей упряжки ненашенского Санта-Клауса. Но нет, это оказалась наша родная чукотская упряжка с собаками. Точнее, сразу две. Одной управлял коренной чукча, дедушка. А другой – его внучка, с виду лет пятнадцати.
Отдельного внимания заслуживает главный рабочий элемент этого транспорта — собаченции!
Ох, какие это были собаки — пушистые, игривые и очень громкие. Совсем уж не терпелось им стоять на месте.
В ушастых вовсю бурлила энергия и хотелось скорее куда-нибудь побежать. И потому хвостатые постоянно выли, как самые настоящие волчары. А если не выли, то катались по снегу на спине или безобразничали. А если не катались, то фотографировались с нами и с большой радостью принимали наши почесалки.
Короче, всем любителям собак Чукотка обязательна к посещению!
Самые отважные из нас пошли испытывать судьбу и тестировать скорость собачьей упряжки. Хочу сказать, что разгоняются пушистые ребята сильно и скорость набирают приличную. Мне пришлось держаться двумя руками за края саней, чтобы не вылететь на поворотах.
Вообще, опыт интересный. Собачья упряжка — это же национальный вид транспорта чукчей, который был задолго до того, как пришли белые люди на полуостров.
За всем этим не заметили, как пришло время ловить рыбу.
Корюшка и философия рыбалки
Ловля корюшки — процесс незамысловатый. Во льду пробуривается лунка, глубиной где-то метра полтора.
Удочка представляет собой небольшую палку с намотанной леской и блёснами. Всё это дело аккуратно разматывается, плавно погружаясь в лунку.
Дальнейший успех рыбалки зависит от опытности рыбака, удачи, блесны и настроения корюшки. Мне понадобилось минут семь, чтобы словить первую рыбёшку. Опытные местные товарищи вытаскивали рыбу за рыбой каждые пару минут.
В целом, мероприятие довольно меланхоличное — сидишь себе, сидишь и смотришь на удочку. Клюёт или нет. Но стоит лишь поднять глаза... как вид впереди — белоснежный снег, слепящее северное солнце и бескрайний горизонт — завораживает и погружает в пучины философии и глубокомысленных размышлений. Будто в космосе оказался, только вместо пустоты — снег.
Первый улов есть, а значит, можно заслуженно полакомиться чукотскими снеками: вяленой олениной, китовым жиром и другими видами местного промысла.
Заодно и кофе выпить, горячительного же всё равно не употребляю. А вот китовый жир оценил — очень вкусная штука!
Дальнейший день прошёл на волне расслабления и отсутствия суеты: кто-то отправился кататься на снегоходах, кто-то продолжил ловить корюшку, а были и те, кто в итоге просто залип на фантастические виды.
И кажется, под конец дня я понял главную идею чукотской рыбалки: суть вообще не в рыбалке, а в том, чтобы остановиться в этом бешеном движении Вселенной и, устремив взор в горизонт бескрайней арктической пустыни, поймать самый настоящий дзен и… немного корюшки, конечно. 🐾
__________________
❄️ Другие зарисовки, съемки с коптера и короткие ролики о замерзшей Чукотке