Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Речевые эмболы у детей с поражением нервной системы.

Итак, как и обещала расскажу Вам о речевых эмболах и моем подходе к коррекции данных проблем.

Что такое речевой эмбол - это навязчивое повторение фразы, слова или звукового обрывка, мешающего плавности и органичности речи.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Давайте рассмотрим виды речевых эмболов.

Первый тип эмболов - это заикание. Данное нарушение свойственно совершенно здоровому человеку (без поражения мозга и генетических аномалий развития) в силу различных патологических причин.

Научная логопедия выделяет два типа заикания. Неврологический, когда нарушение произношения возникает в следствие неправильной работы мышц и дыхательной системы и психологический в силу испуга, либо сильного нервного потрясения.

Лечение простого заикания симптоматическое. В основе лежит уменьшение речевой нагрузки и нормализация темпа и тембра голоса. Логопедический массаж, когда проблема носит физиологический характер.

Второй тип-афазиологические(дисфазические) эмболы. Данное нарушение имеет совершенно иной механизм развития и лечить его нужно иначе. Такие эмболы запускаются в процессе нарушения мыслительной деятельности. К примеру, при динамической афазии эмболы, появляются из-за сложности контроля артикуляции для сформировавшейся в процессе мыслительной деятельности фразы. При акустико-гностической эмболы заменяют потерянные, забытые слова и предложения (это крайне легко отследить на эхолалии по которой в данный момент я пишу диссертацию). Часто различные формы афазии (дисфазии) накладываются одна на другую. В самых тяжелых и грубых случаях вся речь человека представляет собой один речевой эмбол. Думаю, многие видели в художественных фильмах, как пациент после инсульта мог произнести лишь один набор слов с разной интонацией. Вот вам яркий пример устойчивого эмбола. Долгое время считалось, что для того, чтобы уйти от эмбализации речи нужно прекращать диалог каждый раз, когда проявляется эмбол, я в корне не согласна с данным решением. В своей работе я описываю совершенно иную методику. Мой сын так же испытывал грубые речевые нарушения, вся его речь представляла собой поток эхолалических проявлений. Моя задача была полностью воссоздать для него процесс мышления. От предметов, до их признаков и действий, описания и положения в пространстве. Именно через расширение шаблонированной речи и адаптацию данных шаблонов мне удалось выйти из грубой эхолалии, и наполнить речь собственным диалогом. Сейчас сын еще может сам за собой повторить фразу пару раз, но это уже не выглядит настолько патологично и не мешает общему речевому развитию. Если бытовой диалог я смогла воссоздать полностью, то при обдумывания сложных научных тем сын может начать подвисать. Думаю, Вы сами сталкивали с подобным, когда произносили речь на публику. Между словами оратор иногда добавляет э-э, формулируя мысль. У моего сына это э-э-эл-гм-э более заметно, и занимает порой до минуты времени, особенно в разговоре с незнакомым собеседником. Отличительная черта речевых мыслительных эмбол - они никогда не возникают посередине слова, не связаны с произношением звуков. Обычно эмболы, запускаются именно в момент обдумывания ответа, когда введенных речевых шаблонов недостаточно. До начала выражения мысли ребенок может подвиснуть на эмболы, однако, когда обработка мозга завершится мысль он сформулирует четко, без лишних звуков.

Третий и самый сложный тип речевых эмбол -Синдром Туретта. Данному нарушению стоит посвятить отдельную статью. Если описывать простым языком, синдром характеризуется неконтролируемыми выкриками отдельных слов и фраз, часто нецензурного значения. При подобном нарушение в одно соединяются две патологии, речевая эмбализация опасной ситуации-рождающая те самые неприличные слова, и неврологические тики, не дающие им усидеть на месте. Коррекция должна производиться в обоих направлениях.

Важно понимать, что речевые афазические (дисфазическе) эмболы носят в основе нарушения мыслительного процесса и требуют работы с кодом мышления и воспроизведения информации данного кода, когда обычное заикание напротив вызывается не процессом обработки мысленного потока, а нарушением произнесения слова и звука.

У меня достаточно нетрадиционный подход к лечению эмболизации. Сейчас я описываю его в своей научной диссертации. Некоторые дети уже прошли методику по коррекции эхолалии и отчитались о успехах. Есть даже пара отзывов на первой странице. Моему сыну данная система помогла воссоздать мыслительный процесс полностью, сейчас я стараюсь адаптировать ее и для других малышей. Пока это проходит более чем успешно.

К сожалению, когда мой сын вышел в эхолалию, я столкнулась с тотальным отсутствием теорий и методик, ориентированных на детей в данной области, поэтому приходится самой их разрабатывать.

Речевые эмболы, лечатся диалогом, увеличением речевой активности, тогда как заикание напротив ее снижением и выработкой контроля над органами артикуляции. Крайне важно правильно диагностировать и отличать данные патологии.

Надеюсь, статья была понятной и полезной.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.