Дислексия — расстройство, которое приводит к частичной неспособности распознавать письменную речь. Она встречается у 5-10% детей школьного возраста и не связана с интеллектуальными нарушениями. Однако трудности с чтением и письмом усложняют процесс обучения, снижают самооценку и мешают нормальной социальной адаптации. Как понять, что у ребенка дислексия и как ему помочь, рассказывает врач-психиатр нашей клиники Василий Шуров.
Механизм и причины развития дислексии
Чтение — крайне сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют сразу несколько областей головного мозга. Задействуются одновременно восприятие, память и мышление:
- сначала мы видим букву/слово (графический образ);
- затем узнаем их, соотносим со звуками и движениями речевого аппарата (артикуляционный образ);
- сопоставляем звуковую форму со значением и понимаем слово.
Чтобы освоить такой «многослойный» навык, требуется много времени, но большинству людей к подростковому возрасту удается довести его до автоматизма.
При дислексии наблюдается дисфункция развития определенных отделов коры мозга, которая замедляет процесс восприятия и обработки когнитивной информации. Есть несколько причин, почему так происходит:
- Наследственная предрасположенность. Дети, чьи родители имели проблемы с чтением в школе, вероятно, тоже столкнутся с такими трудностями.
- Органические поражения ЦНС. В анамнезе детей, страдающих дислексией, часто обнаруживаются перинатальные поражения ЦНС, повреждения во время родов, небольшие черепно-мозговые травмы или нейроинфекции в раннем возрасте.
- Социальная и педагогическая запущенность. Плохое питание, тяжелые условия жизни и недостаток внимания со стороны взрослых могут привести к деформациям развития и расстройствам поведения.
- Языковой барьер. Обучение чтению на языке, который не является для ребенка родным, может создать условия для развития дислексии. Особенно, если смена языковой среды придется на сензитивный (чувствительный для формирования навыка) период.
Дислексия зависит от языка ее носителя
Интересно, что за развитие дислексии у людей, использующих разные языки, отвечают разные дисфункции головного мозга.
У носителей алфавитной письменности (русский, английский, грузинский и т.д.) расстройство связано с недоразвитием височно-теменной и височно-затылочной зон. А у тех, кто использует иероглифическую письменность (китайский, японский языки), — с меньшим размером средней лобной извилины.
Причиной такой разницы, вероятно, являются особенности организации иероглифического письма. Тогда как мы составляем слова из букв, которые сами по себе ничего не значат, китайцы используют пиктограммы, обозначающие целые понятия.
Как проявляется дислексия
В дошкольном возрасте, еще до того, как ребенок начнет читать, о наличии потенциальных проблем могут сказать следующие признаки:
- Ребенок часто переставляет местами звуки при произношении, путает похожие слова.
- С трудом учит стихи и считалки, где присутствует рифма.
- Заметны проблемы с чувством ритма и мелкой моторикой.
В младшем школьном возрасте симптомы становятся более очевидными:
- Плохо запоминает буквы и цифры, часто путает их.
- Читает медленно и с ошибками. Не дотягивает до норм, обозначенных для его возраста.
- Есть проблемы с пониманием прочитанного.
- Бедный словарный запас.
Часто вместе с дислексией идет и дисграфия — трудности с письмом. Такие дети делают массу орфографических ошибок и стабильно приносят двойки за диктанты. Но они поступают так не потому что недостаточно старательны или ленивы. Они физиологически не могут справляться с чтением и письмом на уровне здоровых сверстников.
В отличие от обычных людей, детям с дислексией приходится вырабатывать альтернативные механизмы приспособления и задействовать иные зоны мозга, из-за чего снижается скорость обработки информации.
Короткий тест на дислексию
Нужно повторять короткие и бессмысленные слова. Или попросить человека поменять местами первые звуки слов (например, в словах «шарик» и «машина», чтобы получилось «марик» и «шашина»). Для людей с расстройством это почти нерешаемая задача.
Последствия дислексии
У многих детей болезнь остается недиагностированной. Свои трудности с печатным словом они списывают на недостаток способностей, привыкают считать себя глупыми и медлительными. Все это разрушительно сказывается на самооценке, отчего дети и подростки с дислексией часто становятся замкнутыми и безинициативными. Кроме того, расстройство мешает осваивать образовательную программу, что снижает шансы на получение сложной профессии и выгодной работы.
Но дислексия еще не приговор. При достаточной мотивации и помощи логопеда, психолога и невролога, ребенок вполне может справиться с трудностями и стать социально успешным человеком. Таким примером может служить Кира Найтли, у которой диагностировали заболевание в 6 лет.
Как помочь ребенку с дислексией
Чем раньше будет выявлена дислексия, тем лучше, ведь скорректировать ее на ранних сроках намного проще. Поэтому при малейших подозрениях на расстройство обязательно покажите школьника логопеду, неврологу и детскому психиатру.
В качестве лечения обычно применяется коррекция обучением: специалисты разрабатывают индивидуальную программу, которая будет развивать навыки чтения и письма, опираясь на индивидуальные особенности и потребности ребенка. Однако вместе с этим методом может применяться фармакотерапия и детская психотерапия.
Также есть много способов помочь ребенку справиться с дислексией в домашних условиях:
- Поощряйте чтение. Чем больше ребенок читает, тем лучше. Это поможет ему развить навыки распознавания букв и звуков, а также улучшит его словарный запас.
- Играйте в слова. Игры на словах – отличный способ развить речь и улучшить чтение. Попробуйте играть в «Последняя буква», «Скрэббл» и другие игры, которые помогут ребенку развить навыки чтения и письма.
- Занимайтесь упражнениями на развитие речи. Упражнения на произношение слов и звуков могут помочь ребенку развить навыки чтения и письма. Попробуйте заниматься упражнениями на дикцию и исследуйте техники дыхания, которые помогут улучшить речь.
- Будьте терпеливыми. Ребенок может испытывать трудности с чтением и письмом, но это не значит, что он не может научиться. Родители должны поддерживать ребенка в процессе обучения и верить в него больше, чем он сам верит в себя.
- Общайтесь с учителями. Обязательно сообщите учителям о расстройстве и попросите их не давить на ребенка и не сравнивать его с другими учениками.
- Создавайте условия для обучения. Школьнику с дислексией обязательно нужно оборудованное, удобное место для учебы, где не будет никаких отвлекающих факторов.
- Запишите ребенка на циклические виды спорта. Коньки, ролики, плавание, бег помогают развить выносливость к монотонной нагрузке, обеспечивают межполушарную стимуляцию, тренируют дыхание и улучшают кровоснабжение мозга.
Друзья! Если вы чувствуете, что вам или вашим близким нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого наличие психиатрического расстройства, — обращайтесь в наш центр.
Переходите по этой ссылке, чтобы ознакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!